"Нужна разъяснительная работа": глава скорой рассказала, что больше всего беспокоит специалистов в отношении людей
В Латвии недостаточно доступна первичная медицинская помощь и консультации врачей-специалистов, население не получает лечение вовремя. В статистике вызовов скорой помощи примерно половина случаев приходится на долю тех пациентов, кто не попал к семейному врачу, не прошел своевременную диагностику и не принимал лекарства, рассказала руководитель Службы неотложной медпомощи (СНМП) Лиене Ципуле.
Число врачей и медсестер в Латвии в пересчете на душу населения — значительно ниже, чем в среднем по Евросоюзу, и в нашей стране главная функция Службы неотложной медпомощи — спасать людей в действительно критических ситуациях, когда сущетсвует серьезная угроза их жизни и здоровью. В скорую помощь и теперь по привычке продолжают звонить в ситуациях, когда следовало бы пойти к семейному врачу или другому специалисту, хотя за период пандемии пациентов уже постарались приучить к тому, что вызывать «неотложку» нужно только в действительно критических случаях. Люди по-прежнему пытаются вызывать бригаду при ушибах или повышенной температуре, когда их жизнь вне опасности, рассказала Rus.lsm.lv Ципуле.
«То, что они требуют прибытия бригады, скорее, связано с обеспечением платной услуги. Мы пытались минимализировать это, перенаправить этих людей к другим врачам и альтернативным возможностям лечения. Нужно подчеркнуть: каждому следует звонить 113, если он считает это необходимым, но не во всяком случае к нему будет отправлена бригада. Диспетчер — это врач-консультант, он оценивает ситуацию и решает, может ли быть задействован другой вариант лечения. Так что звонить нужно всегда — и даже если не приедет бригада, вы получите по телефону консультацию о том, что делать в ближайшие часы, чтобы решить вашу проблему».
Что очень беспокоит специалистов СНМП, по словам Ципуле — так это то, что большинство вызовов скорой помощи связано с тем, что люди не обращались к семейному врачу, в медучреждения, не прошли диагностику, которая им требовалась, не принимали лекарства. И в стационарах госпитализируют только половину тех, кого привезла в приемный покой «неотложка»: «Мы проводим очень большую, объемную работу, которую следует проводить на других уровнях медобслуживания».
Но Латвия также — на втором месте в ЕС по уровню предотвратимой смертности и смертности от излечимых заболеваний, прозвучало в передаче, а продолжительность здоровой жизни — самая низкая в ЕС. За этими показателями, по словам Лиене Ципуле, стоят такие факторы, как недостаточная численность медперсонала и низкая доступность первичных услуг здравоохранения. В результате пациенты чаще звонят в скорую, чем могли бы, получай они лечение вовремя. «Наше государство выбрало самый дорогой вид лечения, определяя отраслевое финансирование: мы считаем приоритетом больницы, неотложную помощь, но выделяем недостаточно поддержки первичному и вторичному здравоохранению. Это приводит к большой численности пациентов. И что беспокоит, у нас вдвое больше вызовов на душу населения, чем в Соединенном Королевстве или Швеции. Нужно сказать, в Литве и Эстонии тоже достаточно большое число вызовов — но у них раньше показатель был выше, после пандемии и они столкнулись с ростом числа вызовов. Однако в Латвии высокое число вызовов «неотложки» частично может объясняться недоступностью медуслуг и в каком-то смысле связано также с привычками и ожиданиями населения, с восприятием скорой помощи у части общества. Нужна разъяснительная работа. Но мы понимаем: мы — единственная альтернатива, если человек уже три дня не может попасть к врачу, и у него имеются основания для беспокойства, поэтому он захочет услышать заключение врача, что он вне опасности».