Историк: Карлис Улманис заслуживает памятника и названных в его честь улиц
фото: Shutterstock
Памятник Карлису Улманису
В Латвии

Историк: Карлис Улманис заслуживает памятника и названных в его честь улиц

Rus.lsm.lv

Карлис Улманис фактически своими руками помог уничтожить государственность Латвии де факто в 1940 году. Но он же в свое время стоял у ее истоков, и потому заслуживает и памятника и названных в его честь улиц, сказал в передаче «ТЧК» историк, заместитель директора Военного музея Юрис Цигановс.

Рассуждая о роли Карлиса Улманиса в июньских событиях 1940 года (т. е. о вхождении на территорию Латвии советской армии), Юрис Цигановс, предположил, что обороняться против значительно превосходящих сил СССР в одиночку Латвия не могла бы, а сотрудничество с Литвой и Эстонией не было особо развито. «Но! Никто бы сейчас не спорил бы об оккупации, если бы прозвучал хотя бы один символический выстрел, если бы Улманис не сказал эту свою фразу "я остаюсь на своем месте", и о том, что советская армия входит с ведения правительства», — отметил в интервью Rus.LSM.lv историк.

«Это иронично, но человек, который стоял у истоков государственности, который создал это государство, сам помог прекратить существование этого государства де факто», — сказал он.

Но раз так, если сейчас идет дискуссия о том, заслуживает ли памятника писатель Андрей Упит, не стоит ли включить в нее и авторитарного лидера Латвийской Республики? Заслуживает ли Карлис Улманис памятника и названных в его честь улиц? «Безусловно, на мой взгляд, заслуживает. Потому что эти два исторических персонажа — Ульманис и Упитис — несопоставимы», — отреагировал гость «ТЧК» , подчеркнув, что высказывает исключительно личное мнение.

«Улманис — это один из отцов государственности. Хотим мы этого или нет, но это так. Конечно, все, что он делал после 17 июня 1940 года было плохо, но это все происходило под нажимом. Он находился под жестким прессом. Это уже была не его воля — подписывать или не подписывать эти документы [спущенные советской властью]. А Упит… да, выдающийся писатель. Но коллаборационист», — заключил Цигановс.