Большинство привито, часть умерла или пропала: из чего складывается 81,5% "сравнительно защищенных" сениоров?
По данным Национальной службы здравоохранения (НСЗ, NVD), еще к Новому году в Латвии было привито чуть более 80% жителей в возрасте 60 лет и старше — и руководство страны назвало эти цифры «очень большими». Правда, рост доли вакцинированного пожилого населения — результат в том числе и высокой смертности среди непривитых сениоров. Кроме того, считая процент привитых (те самые 80%), к ним причисляют и тех, кто когда-то получил один укол, и не пришел за вторым.
О том, что в Латвии привиты чуть более 80% сениоров (в возрасте от 60 лет и старше), министр здравоохранения впервые сообщил еще в конце декабря прошлого года, во время заседания правительства. В январе об этом, как о достижении — или «очень большой цифре» — говорили и премьер Кариньш, и президент Левитс, пишет rus.lsm.lv. «У нас пока примерно 80% сениоров привиты, и это очень большая цифра. Но этого еще мало. Нам нужно достичь как минимум 90», — заявлял Эгил Левитс 12 января.
Однако за прошедшие с тех пор полтора месяца темп вакцинации жителей возраста «60+» был, как неоднократно признавал министр здравоохранения Даниэль Павлютс, крайне низкими. Сообщаемый показатель на 15 февраля — 81,5%.
Сколько еще сениоров нужно привить до цели в 90%?
О прогрессе министр докладывает еженедельно, на каждом заседании правительства. В последний раз (15 февраля) говорилось, что для достижения уровня в 90% нужно начать вакцинацию еще 45 100 пожилых людей. С учетом нынешних низких темпов вакцинации сениоров (порядка 4 тысяч человек в месяц), на прививание 45 тысяч может уйти более 10 месяцев. Но на практике снижение числа непривитых — и рост процента привитых — происходят не только благодаря вакцинации.
Как смертность влияет на процент вакцинированных?
Умерло более 20 тысяч непривитых сениоров — и 4 тысячи привитых.
Национальная служба здравоохранения, вычисляя процент вакцинированных жителей старше 60 лет, сперва берет число жителей этой возрастной группы на 1 января 2021 года (527 тысяч человек, по данным Центрального статистического управления). Затем выясняется их «вакцинационный статус». Далее эти данные корректируют: отнимают число тех сениоров, кто с начала прошлого года умер, а после этого прибавляют тех, кому в начале прошлого года еще было 59 лет (но с тех пор исполнилось 60).
Как сообщили в НСЗ, для коррекции использовались доступные в начале года данные — за ноябрь прошлого года. Из «вступивших» в группу «60 и старше» 25 264 человек, которым на начало 2021 года еще было 59 лет, к ноябрю привито было выраженное большинство, или 20 458 человек.
С другой стороны, указывает НСЗ, среди умерших к ноябрю 25 136 сениоров непривитых было 20 903 человек — также выраженное большинство.
В итоге, по данным НСЗ, если до коррекции число непривитых сениоров составляло 114,5 тысяч человек, то после — из-за смертности — оно сократилось до 98 тысяч.
Отчасти поэтому в итоге и был преодолен порог в 80% — не только в результате вакцинации, но и вследствие многочисленных смертей тех пожилых людей, кто привиться не успел или не захотел.
Почему эти 80% так важны?
Сениоры — самая уязвимая для ковида группа жителей, для них риск тяжелого заболевания и смерти — максимален. Как неоднократно подчеркивал министр Павлютс, вопрос вакцинации именно пожилых людей — особенно важен. Так, 14 декабря цель в 90% Павлютс назвал «критическим рубежом, который должен быть достигнут, чтобы чувствовать, что наши пожилые люди сравнительно защищены».
Значит ли это, что теперь защищены 81,5% сениоров?
Тут есть нюансы, в их числе — определение тех, кого НСЗ считает привитыми.
Когда НСЗ публикует процент привитых — в эту группу включают и тех, кто завершил процесс вакцинации (в том числе и тех, кто получил препарат Janssen — одна его доза считается достаточной для полной первичной вакцинации), и тех, кто получил только один укол из необходимых двух (препараты Spikevax, Comirnaty и Vaxzevria). Статистику привитых пополняют даже те, кто получил первую прививку совсем давно — например, в апреле или мае — а за второй прививкой так никогда и не пришел.
В январе таких не завершивших процесс вакцинации сениоров-«однодозников» было 11,5 тысяч — 2% от всей группы (но это данные до коррекции, о которой ниже). Из них 7,2 тысячи — те, кто получил первый укол, и за вторым в положенные сроки так и не пришел, сообщила Инга Васильева, представитель отдела Проекта вакцинации НСЗ. Более свежей информации об «однодозниках» нет — министр Павлютс вообще перестал оглашать эти данные после того, как журналисты портала lsm.lv обнаружил ошибку в публиковавшихся в декабре и январе отчетах.
Можно ли тех, кто не завершил вакцинацию, считать защищенными?
НСЗ, оценивая риски болезни или смерти от ковида, включает этих людей в одну группу с непривитыми. Специалисты подчеркивают: полноценную защиту дает только завершенный курс вакцинации. Это не раз подчеркивали и представители структур министерства здравоохранения и НСЗ. Более того, в нынешнюю волну пандемии даже полная первичная вакцинация уже не обеспечивает прежней безопасности — если она в положенный срок не подкреплена «бустерным» уколом.
«У людей, которые прививались давно, иммунитет сильно снизился. Он был ещё достаточно эффективен против дельты, но против омикрона уже нет. Скажем, эффективность против омикрона от полученной в начале прошлого года AstraZeneca упала чуть ли не до нуля», — отмечал недавно Юрий Перевощиков, эпидемиолог из Центра контроля и профилактики заболеваний (ЦПКЗ, SPKC).
Министр Павлютс еженедельно сообщает Кабмину и данные о том, как от статуса вакцинации в текущих условиях зависит вероятность заразиться ковидом, заболеть и умереть (фактически — о степени защиты от ковида). В демонстрируемых им слайдах получившие один укол объединены с непривитыми. Эта группа сравнивается с теми, кто был полностью привит, а также — отдельно — с получившими еще и бустер.
По данным ЦПКЗ, за последнюю полную неделю (с 7 по 13 февраля), даже полностью завершенная первичная вакцинация не уменьшала риск заразиться ковидом, по сравнению с совсем непривитыми и частично привитыми. «Бустер» снижал этот риск в 2,3 раза. Однако риски госпитализации у полностью вакцинированных ниже в 2,2 раза (с бустером — в 5,7 раз), смерти — в 2,6 раз (с бустером — в 5,5 раз).
Таким образом, когда речь идет о подсчете общего числа привитых, НСЗ приравнивает «недовакцинированных» к вакцинированным, а когда речь идет об оценке рисков — уже к невакцинированным.