Квартира как тюрьма: почему людей с ограниченными возможностями не видно на улицах Латвии
Многие люди с ограниченными возможностями годами не выходят на улицу — потому, что в доме, где они живут, нет подъемника, нет пандуса. Их установка в основном зависит от воли и от возможностей самоуправления, и порой людям приходится собирать пожертвования — чтобы просто получить возможность выйти на улицу, рассказала глава организации Sustento Гунта Анча в передаче "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
«Главная проблема не в том, что ты не можешь зайти в какое-то государственное или муниципальное учреждение (что тоже является проблемой), а то, что ты вообще не можешь выйти из дома. Я знаю людей, которые 10-20 лет живут дома, вообще не выходя на улицу – это локдаун без локдауна. Просто у них нет такой возможности выйти. И это одна из очень важных причин, почему мы не видим таких людей на улице. То есть они не только не могут куда-то попасть, они просто из дома не могут выйти», — описала Г. Анча, как в Латвии обстоят дела с доступностью среды.
По ее словам, недавно принятые нормативы требуют, чтобы новое жилье было построено так, чтобы люди с особыми потребностями не были заперты в четырех стенах, пишет rus.lsm.lv. Проблема в том, что подавляющее большинство латвийцев живет в зданиях и квартирах, построенных в другие времена, когда были другие представления о доступности среды. И вот о них надо подумать и позаботиться.
«В Пурвциемсе, Иманте, в других местах — множество домов, где люди живут буквально, как в тюрьме», — заверила гость передачи. И это в Риге — самоуправлении, которое, по словам Г. Анчи, идет навстречу людям с особыми потребностями. По крайней мере, если передвигающийся на коляске человек живет на первом этаже, в столице он может рассчитывать, что муниципалитет поставит ему подъемник и полностью его оплатит или же попросит доплатить небольшую сумму. «А если тот же человек живет в другом населенном пункте, особенно не в городе, а в деревне… Вот у меня знакомая, которая живет в маленьком домике, где надо было построить подъемник, но самоуправление сказало, что денег нет и не будет. И она собирает пожертвования. Я думаю, это не нормально, что человеку, чтобы просто выйти из дома, надо собирать пожертвования», — поделилась глава общества Sustento. Неправильным, по ее мнению, является и то, что помощь самоуправления по установке пандусов, подъемников, по переоборудованию жилья (чтобы, скажем, на коляске можно было проехать в ванную или туалет) и др. зависит от конкретного самоуправления: человек не должен быть наказан за то, что ему не повезло с городом или волостью.
Впрочем, бывают ситуации, когда подъемник установить просто негде, так как для него физически нет места. И это тоже огромная проблема — даже в Риге, отмечает Г. Анча. Она привела пример знакомой, которая передвигается на коляске, не может покинуть квартиру и не может претендовать на помощь столичного самоуправления, чтобы переехать в более подходящее жилье — потому что работает. «Когда она обратилась в самоуправление Риги, ей сказали, что она может получить новую социальную квартиру, но только если будет малоимущей. Это совершенно бестолковая ситуация. Если [такой] человек работает, у него скорее всего не будет достаточно денег, чтоб купить новую квартиру. Тем более, что ни один банк не даст ему кредит. А получить социальную квартиру человек не может, потому что работает. C одной стороны, мы как бы говорим, давайте, люди с инвалидностью, идите работать, а с другой – говорим, нет, не идите: и тогда самоуправление вам сможет помочь», — указала Анча на еще одну проблему.