А когда лечить? Должны ли семейные врачи заниматься пропагандой вакцинации от Covid-19?
Государство хочет, чтобы абсолютно все семейные врачи были вовлечены в процесс вакцинации от коронавируса и занимались разъяснительной работой. Но сами семейные врачи, принявшие участие в передаче «Открытый вопрос» на Латвийском Радио 4, отмечают, что для этого нужно много ресурсов, а их просто физически нет.
Рассчитывают на все 100 процентов
«Всего в стране 1 244 семейных врача, из которых на 1 сентября в процесс вакцинации были вовлечены почти 90% или 1 109. Мы работаем над тем, чтобы к 1 октября были вовлечены абсолютно все семейные врачи — как в Видземе: там 100% семейных врачей присоединились к процессу вакцинации», — заявила Дайга Вулфа, начальник департамента договоров Национальной службы здравоохранения.
Она пояснила, что «вовлечение» не означает, что каждый семейный врач обязан делать прививки сам: он может заключить договор с каким-то медицинским учреждением, где есть кабинет вакцинации, и направлять пациентов туда. Собственное, некоторые так и делают — особенно те, у кого практики расположены в здании такого учреждения.
Чиновница также напомнила, что обеспечение профилактики вообще входит в обязанность семейного врача, а вакцинация является одним из ее краеугольных камней.
Глава Латвийской ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска предположила: с 1 октября по сути ничего особо не изменится, так как, по ее словам, на прививки своих пациентов отправляют и те семейные врачи, у кого нет соответствующих официальных договоров о сотрудничестве с поликлиниками или больницами.
Семейный врач и представитель Ассоциации семейных врачей Евгений Бондин заметил, что в целом по стране 80% его коллег прививают пациентов самостоятельно, но в Риге довольно распространена ситуация, когда человека перенаправляют для укола в какое-то другое учреждение, которое находится поближе к его дому.
Если врач должен разъяснить, когда он должен лечить?
Д. Вульфа уточнила, что, по замыслу чиновников, семейные врачи должны быть больше заниматься разъяснением значения вакцинации и отвечать на связанные с этим вопросы пациентов.
«Потому что когда мы обзваниваем людей, которые еще не привились, особенно пожилых, что они говорят? Что они все ждут разъяснений от семейного врача. Они хотят проговорить этот вопрос с семейным врачом. И нам важно, чтобы семейные врачи говорили об этой теме с пациентами, разъясняли и помогали выбрать человеку, где им прививаться – в практике ли самого врача или в другом месте», — объяснила она, зачем это нужно.
На что Евгений Бондин усомнился, что использование семейного врача, квалифицированного медика, для уговоров — хорошая идея, пишет LSM. «У семейного врача около 2 000 пациентов в среднем. Из них пожилых людей у кого-то может быть 50%, у кого-то 80%. И это достаточно много. И они же не всегда сразу берут трубки, плюс разговор по телефону — это не пять минут. Это может быть полчаса и час. То есть врач, который потратил много времени и сил, чтобы обучиться медицине, будет просто звонить и убеждать людей? По-моему, это нецелесообразное использование человеческих ресурсов», — считает он.
Тем более, что этих ресурсов, по его словам, просто нет: и без уговоров сомневающихся пациентов семейные врачи нагружены под завязку. «Медсестер не хватает, помощников не хватает. Последние два месяца идет какая-то эпидемия разных других вирусных заболеваний. И времени с этим справиться не всегда хватает. А тут, насколько понимаю, семейным врачам поручается пропаганда [вакцинации], то есть та роль, которую должны выполнять государственные структуры, ответственные за распространение информации.
Если теперь это должны делать семейные врачи, когда мы должны заниматься медициной?»
— недоумевает гость «Открытого вопроса».
Не уколом единым
Лига Козловска подтвердила: сама вакцинация от коронавируса без разъяснительной работы требует больших усилий. Ведь есть же и другие обязанности; сейчас начнется вакцинация от гриппа, участятся случаи острых заболеваний верхних дыхательных путей, надо каждый день обзванивать «ковид»-позитивных и делать многое другое. И хорошо, если у семейного врача есть дополнительные помощники, медсестры. Но они есть не у всех, и, по словам главы Ассоциации сельских семейных врачей, уже налицо кризис человеческих ресурсов.
Евгений Бондин добавил, что вакцинация не всегда ограничивается одним уколом: нередко человек приходит на консультацию, задает вопросы, потом говорит «я пойду еще подумаю», потом приходит еще раз, и это все в сумме занимает не 15 минут.
К этому добавляется необходимость управлять запасами вакцин, вводить данные о пациентах в систему э-Здоровья, которая не всегда работает и выполнять много других задач, которые напрямую не связаны с лечением людей. «Пришли вот 10 человек, я потом должен ввести информацию в э-Здоровье, система не работает. Значит, я должен ввести это завтра. Но завтра у меня много звонков и другой работы. И в какой-то момент ты забываешь или делаешь ошибки, это надо перепроверять, и это опять время. Поэтому, если смотреть только на цифры [доплат за вакцинацию], да, какой-то дополнительный доход получается. Но и у человека есть физический ресурс, исчерпав который ты просто не в состоянии все это делать. [...]
Вопрос, что будет потом с самими врачами и кто будет лечить.
Мы, может, закончим вакцинацию, [...] но потом мы столкнемся с другой проблемой: приходит пациент с жалобами, а врач выгорел, потому что у него много административных заданий», — опасается Евгений Бондин.