
После прогулки по железной дороге собаке стало плохо: чем в Латвии обрабатывают рельсы?
В ходе дискуссии пользователь Facebook Янис Калнбергс задался вопросом о влиянии пестицидов: “Мою собаку сегодня (15 июня – ред.) вырвало, потому что мы шли через железную дорогу, где позавчера обрабатывали, чтобы трава не росла на путях у рельсов". Связано ли это?
По словам Калнберга, никаких предупреждений не было. С вопросами, как и как часто происходит обработка рельсов и оказывает ли это влияние на проживающих в непосредственной близости от железной дороги или тех, кто пересекает пути, Kas Jauns Avīze обратилась к предприятию Latvijas dzelzceļš.
Руководитель отдела коммуникации предприятия Элла Петермане поясняет, что наличие высокой травы на рельсовых путях считается угрозой безопасности, поэтому один раз в год по заранее подготовленному и утвержденному графику проходит обработка рельсов глифосатом.
Этим занимаются специально обученные работники с сертифицированной техникой, которая распыляет гербицид на расстоянии не более двух метров от рельсов. Состав таков, что распыленная жидкость высыхает в течение 15 минут.
“Людям, которые на территории железной дороги перемещаются только по специально предназначенным для этого местам, не о чем беспокоиться, поскольку, пытаясь ограничить распространение глифосата, мы не распыляем его на территории станций, на железнодорожных переездах и пешеходных переходах”, - подчеркивает Петермане. Таким образом, заранее людей не предупреждают о распылении химикатов.
В настоящее время глифосат для этой цели используется во всем Европейском Союзе, однако ищут и альтернативные методы. Latvijas dzelzceļš в сотрудничестве с платформой инноваций DEMOLA студентов Рижского технического университета работают над проектом – как, используя электричество, можно сжигать сорняки. Пока еще ни один метод не может конкурировать с глифосатом, но работа продолжается.
По-прежнему исследуется вредное воздействие на организм человека глифосата, который содержится в известном средстве для уничтожения сорняков Roundup, хотя сигналы тревоги появились уже давно.
Немецкая компания Bayer, которая несколько лет назад купила производителя гербицидов Monsanto в США за 54 млрд евро, живет в постоянном судопроизводстве и все чаще вынуждена платить миллионные компенсации за вызывание рака. Недавно компания объявила, что выплатит компенсацию в размере 8,64 млрд евро.
Крупные латвийские крестьяне утверждают, что при правильном применении глифосата опасности для здоровья нет, и в прошлом году из 1800 проверок использования глифосата нарушения были констатированы только в 37 случаях.
Природоохранные ведомства возражают, потому что считают, что именно накопление остаточных веществ глифосата со временем приводит к онкологии в организме. В 2013 году экоактивисты в 18 странах Европы собрали 182 образца мочи и передали на анализы – яд для сорняков оставил след в в 80 образцах.
В Латвии были взяты 11 образцов, и в шести оказались остатки глифосата.