В Латвии все больше порабощенных украинцев, узбеков, таджиков и индийцев
Латвия из страны происхождения жертв торговли людьми превратилась в целевое государство. У нас все активнее разворачивается эксплуатация гостевых работников. В распоряжении передачи TV3 ziņas есть последние данные за первое полугодие.
Порабощенных трудом жертв торговли людьми в Латвии в первые шесть месяцев этого года было столько же, сколько в прошлом году в течение всего года – 40. Вырос удельный вес граждан третьих стран, и в этом году это тоже украинцы, узбеки, таджики, индийцы. Вербовщики и нелицензированные посредники – главным образом представители конкретных национальностей, поработители – латвийские предприниматели в сфере строительства, различного производства и сельском хозяйстве.
Юрист организации Patvērums – Drošā Māja Гита Мирушкина указывает на проблемы: “Невыплаты зарплаты, сверхурочные, содержание без прожиточных средств, дискриминация".
В свою очередь, национальный координатор Министерства внутренних дел по вопросам предотвращения торговли людьми Ласма Стабиня отмечает: “Им говорят, что здесь будет очень хорошая зарплата, а в результате нужно работать долгие рабочие часы в небезопасных условиях. Они в лучшем случае размещаются в каких-то общежитиях. В худшем случае это различные трущобы. Нет теплой воды, нет тепла, нужно жить на каких-то матрасах".
В одном из случаев иностранных граждан разместили в неподходящих для проживания условиях – в подвале на ул. Чака. Они жили вместе с крысами, и от них требовали неадекватной арендной платы.
Гостевых работники с самого начала, при прибытии в Латвию, сознательно ввозят, обложив долгами с огромными процентами и требуют других платежей, заставляя их отрабатывать длинные рабочие часы. Все время находят причины отнимать деньги. Держат порабощенных зависимыми путем запугивания и реального насилия. Шантажирует – если убежишь, то отменят срочный вид на жительство и за нелегальный статус посадят в тюрьму. Часть жертв искала убежища в Patvērums – Drošā Māja, а не в полиции, потому что поверила в ложь эксплуатирующих, что полиция куплена и им не поможет.
“Еще один способ, которым угрожали мусульманам из Средней Азии – я пойду в полицию и скажу, что ты готовишь террористическую атаку, ты террорист и тебя моментально закроют на несколько лет”, – рассказывает Мирушкина.
Когда обстоятельства жизни гастарбайтеров становились все более невыносимыми, иммигранты рискнули обратиться за помощью. "Мы способны распознать эти случаи, мы можем их расследовать, обеспечить эффективное уголовное преследование, предъявление обвинений и передать эти дела в суд. В прошлом году было три уголовных процесса и три пострадавших. В этом году за шесть месяцев это пять уголовных процессов и 15 пострадавших. Так что эти люди сами хотят добиться справедливости", – говорит Стабиня.
В убежище Drošā Māja говорят, что случаев порабощения иммигрантов в Латвии будет меньше, если Государственное агентство занятости, Государственная инспекция труда и Государственная пограничная охрана будут сотрудничать в тесной связке и проводить рейды на предприятиях не каждый отдельно по принципу случайности, а именно на тех предприятиях, где трудятся гостевые работники.