Девочка в Зиепниеккалнсе едва увернулась от машины, но ее признали виновной
31 июля 2017 года в Риге около остановки 10-го трамвая на ул. Зиепниеккалнс автоводитель Toyota RAV4 задел столб. На волоске от несчастного случая была четырнадцатилетняя девочка, а теперь страховщики с ее родителей в судебном порядке взыскивают 1440 евро за ремонт автомобиля и судебные издержки.
Автоводитель Инга Лаугале на месте происшествия долго не задерживалась, а уехала на 200 метров дальше, причем посадила в машину испугавшуюся девочку.
Водитель написала в объяснении для полиции: "Ехала по улице Баускас, после выезда из Supernetto (ныне Mini Rimi) на правой стороне автостоянки внезапно появилась девочка. Она налетела на машину, которой я управляла. Я тут же остановилась и вышла на улицу, чтобы проверить, что случилось. Она стояла на обочине, явно встревоженная. Осмотрев ее, я не заметила ушибов.
Я позвонила диспетчеру 112, которому рассказала о случившемся, и договорились, что будет отправлена полиция и скорая помощь. Из-за пробки на месте происшествия я спросила, можно ли переехать в безопасное место, например, на ул. Зиепниеккалнс, 9, автозаправку Circle K. Вместе с девочкой мы приехали на автозаправку после подтверждения. У автомобиля полностью разбито правое зеркало и, возможно, повреждены бока – поцарапаны и погнуты".
Мать девочки Инесе Цауните рассказывает, что ее дочь настолько испугалась, что протокол был составлен только на основании слов автоводителя. Сотрудники полиции прибыли через 25 минут на Circle K, приблизительно в 200 метрах от места происшествия и там же оформили все документы, включая протокол дорожно-транспортного происшествия.
Цауните говорит: “Я была на месте в момент составления протокола и могу утверждать, что никто на место происшествия не ехал и все упомянутое в протоколе – это утверждение одной стороны с очень большими расхождениями с тем, что на самом деле произошло. Протокол составлен очень небрежно, потому что в нем отмечено, что погода была пасмурной, хотя погода было очень солнечной. В протоколе не упоминается даже то, где произошло столкновение – на проезжей части или островке безопасности".
Приехавшая бригада неотложной помощи не обнаружила никаких травм, только предложила обратиться к семейному врачу.
В протоколе полиции № 350850 в качестве причины аварии упомянуто “другое”, нет отметки о нахождении пешехода в неположенном месте. Поскольку у девочки не было никаких телесных повреждений, мать своей подписью отказалась от возбуждения уголовного процесса. Толком рассказать о случившемся девочка смогла только через несколько дней.
Уже после возбуждения гражданского дела Цауните в объяснении пишет: “Моя дочь на остановке трамвая в Зиепниеккалнсе вышла из трамвая, ехав в направлении Бишумуйжи, через переднюю дверь, через перед трамвая пересекла трамвайные рельсы и остановилась у столба знака остановки на расстоянии примерно одного метра от проезжей части за столбом. Другие пассажиры трамвая вдоль задней части трамвая уже пересекли проезжую часть в сторону единственного тротуара на той же улице.
Дочь рассказала мне, что трамвай начал движение, и ей пришлось немного отступить от его корпуса, чтобы не попасть под колеса. Только в последнюю минуту ей удалось отскочить от края площадки выхода за уехавшим трамваем, чтобы избежать машины Toyota, которая, слегка задев столб остановки, остановилась на перекрестке безымянной улицы".
Несмотря на отмеченное в первоначальном протоколе о причине несчастного случая, 8 августа 2017 года Цауните получила подписанное инспектором Бюро по расследованию преступлений движения Эдийса Савичса решение об отказе начать уголовный процесс, в котором уже было констатировано: “Транспортное средство Toyota, которым управляла Инга Лаугале, наехала на пешехода Л.Цауните, которая пересекала проезжую часть в непредусмотренном месте".
Теперь мать пострадавшей, конечно, сожалеет о том, что из-за занятости не отозвалась на призыв инспектора написать объяснения о случившемся, полагая, что при подписании заявления об отказе в возбуждении уголовного процесса свое мнение уже сформулировала.
Не будучи сведущей в юридических вопросах и не думая о последствиях, Цауните не обжаловала решение инспектора.
В день решения инспектора появился расчет ремонта в размере 1390 евро за причиненные автомашине повреждения. Указано сломанное зеркало, необходимо провести ремонт кузова с окрашиванием, и эти повреждения вызывают вопросы.
Если верить утверждению автоводителя и девушка сама налетела на машину, сразу после поворота (значит, скорость должна быть небольшая), как ей удалось это сделать? И если ей действительно это удалось, то почему на подростке не было ни царапины?
Получив удар, отломив зеркало и разрушив крыло, девочка по законам физики упала бы, а не спокойно стояла на обочине тротуара. Напомним, что, по словам девочки, водитель зацепила столб остановки, расположенный на островке безопасности.
Эксперт по движению Имантс Кейшс, осмотрев место происшествия, делает вывод: “Если подросток находилась на возвышении места выхода из трамвая, то на этом участке в 100 метров это единственное место пересечения проезжей части, а для того, чтобы пройти через любую другую улицу, она должна была пройти по рельсам или по грязной зеленой зоне. По моему мнению, там нет логики".
Как бы то ни было, из-за своей ошибки семья не обжаловала решение, ее признали виновной и страховщик прислал счет за 1440 евро. Для семьи с 6 детьми это была неподъемнная сумма, и Цауните обратилась в суд, но и решение марта 2020 года было для них плохим.
Суд нельзя винить, поскольку он не оценивает обстоятельства конкретного происшествия и приговор вынесен на основании выданной Государственной полицией справки.
Вопрос только в том, как полицейский экипаж смог все так убедительно определить, находясь в 200 метрах от места происшествия и даже не осмотрев его.
Государственная полиция не имеет права комментировать конкретный случай, поэтому ответ является общим. "Каждый случай оценивается индивидуально. С разрешения должностного лица Государственной полиции транспортное средство может покинуть место происшествия, например, съехать на обочину дороги, если есть угроза или помеха другому лицу, имуществу или собственности третьего лица, или в случаях, когда не повреждена собственность третьего лица и производится фиксирование места происшествия в установленном законом порядке по распоряжению диспетчера. Полиция разными способами фиксирует факт и место дорожно-транспортного происшествия", – сообщила представитель Государственной полиции Лина Кальке.
Возможно, что своевременно предоставленная информация изменила бы результат дела. Водитель Инга Лаугале не ответила на просьбу в социальных сетях изложить свое мнение.