Чего стоило вернуться в Латвию с Кубы при закрытых границах? Рассказ репатриантов
В последние недели многие жители Латвии вернулись из путешествий в довольно сложных условиях, когда границы уже были закрыты и до конца не было ясности, удастся ли вообще добраться домой. Подобную ситуацию пережила латышка Ника и ее супруг Ури, который несколько лет назад переехал в Латвию из Каталонии.
Долгожданные несколько недель на Кубе пара запланировала уже давно. Полет в эту своеобразную и экзотическую страну произошел в начале марта, когда распространение Covid-19 еще не было настолько велико, чтобы беспокоиться о том, что границы могут закрыть.
Опустевший из-за карантина аэропорт "Рига"
На Кубу пара попала без происшествий и провела там время чудесно, отдыхая и знакомясь с местной культурой. Куба определенно не среди тех стран, где возможность подключения к интернету свободно доступна. Подключаться к внешнему миру можно в местах, которые можно сравнить с остановками автобуса, там собираются люди и, используя особые карты интернета, можно узнать, что нового в мире. И не всегда интернет достаточно быстрый. В результате Ника и Ури до конца не осознали резкого поворота событий в мире, который несет путешественникам трудности вернуться домой.
Вылет с Кубы был предусмотрен 19 марта. Пересадка – в московском аэропорту, чтобы после этого вернуться в Латвию. За несколько дней до запланированного возвращения было ясно, что так просто не будет, так как рейс из Москвы в Ригу был отменен из-за закрытых границ. Поэтому путешественники рассматривали другие варианты действий. Вскоре один план был готов – из Москвы в Стамбул, откуда организован рейс репатриации в Латвию.
Жизнь в Москве во время эпидемии коронавируса
Учитывая медленный интернет, невозможно было ни зарегистрироваться ни в консульской службе, ни на домашних страницах авиакомпаний купить билеты. Поэтому Ника попросила сестру купить билеты из Москвы в Стамбул, а затем в Ригу. Но это было не так легко, как и ожидалось. Хотя публично высказывалась информация о конкретном рейсе по репатриации, официально его еще не утвердили.
Зная, что желающих попасть домой много, сестра систематически следила за актуальной информацией на домашней странице Turkish Airlines, пока не появилась возможность приобрести билеты, хотя официальное сообщение от Министерства иностранных дел о том, что соглашение с Турцией наконец достигнуто, и рейс будет, еще не прозвучало. И хорошо, что сестра решила следить за страницей Turkish Airlines, так как самые дешевые билеты (400 евро за человека) исчезли в течение 10 минут.
В Ригу из Германии прибыл паром Tallink с репатриантами
Пока сестра занималась билетами, Ника и Ури уже находились в аэропорту Гаваны и ждали посадки. За несколько секунд до проверки документов на телефон Ники пришло сообщение о том, что билеты на дальнейшую дорогу были куплены. И хорошо, что так! Оказывается, обоих путешественников не впустили бы в самолет, если бы они не предъявили все билеты до Риги. Это наверняка означало бы остаться в Гаване на неопределенное время. Небольшое объяснение с работниками местного аэропорта было также о том, почему Ури, у которого в паспорте писано - испанец, пытается улететь в другую страну. Показанная ID-карта Латвийской Республики не очень интересовала персонал, но в конце концов их удалось убедить, что парень уже несколько лет живет и работает в Латвии.
Приземлившись в московском аэропорту, путешественники были довольны, потому что возвращение домой совсем близко. И пусть в аэропорту нужно провести 12 часов. Они не подозревали, что самое трудное еще впереди. Незадолго до посадки на рейс в Стамбул около половины десятого вечера Ури не впустили в самолет, так как в Турции вышло распоряжение и уже несколько дней на рейсы не пускали граждан Испании. Пара пыталась объяснить, что Стамбул только для транзита и что билеты из Стамбула в Ригу уже приобретены. От предложения предъявить всю информацию работник аэропорта равнодушно отказался. Как иначе попасть в Латвию? Это не проблема работников московского аэропорта, сказал персонал. Ника отказалась лететь без любимого.
Из Киева в Ригу на поезде вернулись 18 жителей Латвии
Ника и Ури уселись в аэропорт на пол и задумались, каковы реальные варианты.
Первым сценарием было попытаться привлечь инстанции, чтобы договориться с Турцией об исключении в отношении пропуска Ури в Стамбул. Второй - каждому лететь на свою родину и потом думать, что делать дальше.
Поскольку второй вариант означал бы разлуку на неопределенный срок, не говоря уже о том, что вся жизнь Ури находится в Риге, об этом не хотелось даже думать, поэтому Ника позвонила на телефон SOS консульства, чтобы узнать о возможностях участия латвийских служб в решении ситуации с Ури. "Несмотря на то, что консультант на другом конце трубки был очень любезен и входил в положение, но после длительного разговора мы вместе пришли к выводу, что Латвия не компетентна представлять гражданина Испании. Они предложили связаться с посольством Испании. Получив теплые пожелания, мы попрощались", – рассказывает Ника.
Огромные очереди на границе Латвии и Эстонии 17 марта 2020 года
Тогда Ури позвонил в посольство Испании. Разговор не был длинным, представитель посольства сказал, что, к сожалению, ничего не может сделать, только советовал вовремя уехать из московского аэропорта, потому что там (возможно, везде – кто знает), действует 24-часовая транзитная виза, что означает, что если путешественник без билета находится в московском аэропорту дольше суток, то может быть депортирован в государство, из которого въехал, что в этом случае означало бы вернуться на Кубу.
Такая информация только усилила отчаяние, причем пара поняла, что на помощь испанских служб нечего надеяться, поэтому решили пойти мучительным, но безопасным путем – каждому лететь в свою страну.
В Лиепаю прибыл паром с эвакуированными латвийцами из Германии
Ксчастью, среди редких рейсов, которые еще не были отменены в Москве, были те, что требовались Нике и Ури.
Итак, Ника купила билет на следующий рейс в Стамбул, чтобы, как и планировалось, успеть на рейс репатриации из Стамбула в Ригу. В свою очередь, Ури приобрел билет на полет в Мадрид, чтобы потом ехать на поезде в Барселону. "Хорошо, что у него там мама. Гораздо хуже было бы, если бы он был из тех, кто переехал в другую страну, не оставив на родине даже квартиру, в которую вернуться", – говорит Ника.
Пока Ника одна, но успешно добралась до дома и начала период самоизоляции, начался второй этап – найти способ доставить Ури в Латвию. Задача была непроста, потому что есть три фактора, которые одновременно должны совпасть:
1. Найти рейс, который еще курсирует из Барселоны;
2. Пункт назначения должен быть таким, в котором нет ограничений в отношении граждан Испании;
3. Найти рейс по репатриации, который еще не продан.
И это удалось! Уже на следующий день Ури снова отправился в Барселону, чтобы оттуда вылететь в Франкфурт, а потом домой в Латвию.
Немного статистики:
Часы, проведенные в пути домой: Ника 48 ч, Ури 48 ч + 11 ч.
Количество аэропортов: Ника - 4, Гавана-Москва-Стамбул-Рига, Ури - 6, Гавана - Москва - Мадрид, Барселона - Франкфурт - Рига.
Дополнительные расходы: телефонный счет – около 100 евро, билеты на самолет – 1950 евро, другие расходы (регистрация в аэропортах + такси и поезд для Ури) – 350 евро.
Итого: около 2400 евро.