Списание долгов времен кризиса: кому из латвийцев полагается?
Предложение президента Банка Латвии Мартиньша Казакса о списании взятых в кризисный период и сейчас признанных безнадежно невозмещаемых ипотечных долгов начинает приобретать реальные очертания, пишет la.lv.
Согласно расчетам Латвийской ассоциации банковской и финансовой отрасли, кампания по списанию ипотечных долгов может затронуть около 13 тысяч должников, и общая сумма списания составляет около 600 млн евро.
Это в течение нескольких десятков раз превышает объем обязательств, погашенных до сих пор в течение почти 10 лет, как путем неплатежеспособности, так и по итогам соглашения, что, по оценке Банка Латвии, составляет несколько десятков миллионов и может позволить значительному числу людей вернуться в экономику.
Банк Латвии подчеркивает, что предусмотренное решение продолжает существующие программы мирового соглашения банков и должников, которые отдельные кредитные учреждения уже реализуют, заключив с клиентами соглашение и погасив до 90% от остатка долга.
Однако ускорение процесса имеет несколько препятствий – во-первых, в настоящее время законодательство предусматривает, что для заключения такого соглашения между банком и должником обязательно необходимо взаимное письменное соглашение.
Оно необходимо для того, чтобы у должника не возникали налоговые обязательства, поскольку, согласно закону о подоходном налоге с населения, освобождение от долговых обязательств считается равноценным с получением доходов и подлежит обложению подоходным налогом с населения.
Как поясняет Министерство финансов, “при освобождении должника от долговых обязательств при их погашении или уменьшении может считаться, что лицо получило доход, поскольку занятые средства использованы для нужд лица и он не обязан вернуть долг или часть долга”.
В свою очередь, с чисто практической точки зрения такое соглашение сложно, во-первых, потому, что у большинства должников нет известного адреса и во многих случаях они уже не живут в Латвии, а во-вторых, и в случаях, когда адреса должников известны, они не хотят общаться с банком.
Поэтому суть предложения Латвийской ассоциации банковской и финансовой отрасли такова: мы списываем безнадежные долги, если Сейм разрешит это сделать в одностороннем порядке и найден способ, чтобы это списание ни одной из сторон не создало новые налоговые обязательства.
Советник совета Банка Латвии Эдвард Кушнерс пояснил, что 100%-он списания долга относятся к тем должникам, в распоряжении которых нет никаких признаков злоупотребления в отношении сотрудничества с банками, а 90% списания – на тех, действия которых, однако, не были полностью невинны – было некорректное сотрудничество или попытки что-то скрыть от банка.
“Банки считают, что большинство случаев такие, на которые будут распространяться 100% списания. Настоящим злоуышленникам не спишут ничегою. Банки этот процесс должны провести таким образом, чтобы мошенники не получили ничего, потому что в противном случае возникло бы чувство несправедливости, что часть людей тяжело трудилась, чтобы отдать долги, а другим их простят.
Процесс списания долгов затрагивает людей, которые уже достаточно наказаны за свои ошибки, потеряв имущество.
В свою очередь, банки также достаточно наказаны – их акционеры в посткризисные годы потеряли сотни миллионов евро, которые теперь предлагаются списать", – считает советник Банка Латвии.
Кушнерс подчеркнул, что односторонние права банков будут распространяться только на списание денег, предоставленных самими банками, и необходимо ускорить процесс, поскольку “текущий процесс является безумно мучительным из-за того, что люди просто боятся ходить в банк”.
Второе препятствие в этом процессе в том, что до сих пор банки все-таки ориентировались на 90% списания долга, и люди не хотели приходить на банки из-за 10%.
Третье – то, что очень большое количество людей изменило адреса, не выполнило свои обязательства сообщить банку новый адрес и банки просто не знают, куда отправлять уведомления. Предлагаемое решение позволяет обойти эти препятствия.
Предлагаемое решение ликвидирует также угрозу, что банки могут продать пакет безнадежных долгов в фирмы по взысканию долгов, отметил Кушнерс.
“Если кто-то за эти долги платит хотя бы минимальные деньги, например, два или три процента от их стоимости, то такая скидка по долгам станет невозможной – попробуйте договориться о списании долгов с теми, кто заплатил за это деньги. Поэтому сейчас еще есть момент, когда это можно сделать сравнительно просто и создать общественное благо как для должников, так и для банков самих", - пояснил эксперт.
Руководитель Бюджетно-финансовой комиссии Сейма Мартиньш Бондарс оптимистичен в том, что изменения, необходимые для списания долгов, удастся принять быстро.
“Думаю, большинство депутатов хорошо понимают ситуацию, что многие жители Латвии имеют обязательства перед кредитными учреждениями, которые они не могут выполнять, и в свою очередь, для кредитных учреждений они являются неполучаемыми ресурсами, поэтому будут готовы освободить обе стороны от обязательств. Думаю, что большинство будет за эти изменения и вряд ли ожидается сопротивление", – сказал Бондарс.
Кушнерс признал, что предложение пока не охватывает проблемных аспектов.
“Этим предложением мы пытались охватить простые ситуации, требующие изменения законов. Но есть и несколько ситуаций, о которых надо было бы подискутировать в будущем. Одна из них – ситуация, в которой у физическома лица уже начат процесс неплатежеспособности.
Одна из возможностей – прекратить этот процесс и получить списание долгов – это было бы относительно простым юридическим решением. Однако, чтобы это осуществить, Сейм должен принять и обсудить изменения в законодательстве о неплатежеспособности, что обычно вызывает политические коллизии.
Еще есть вопрос о том, на какой стадии процесса неплатежеспособности это возможно. С банковской стороны никакие возражения по этому вопросу не ожидаются, однако администраторы неплатежеспособности на подобные идеи уже отреагировали негативно, и не удивительно – это лишает их хлеба.
Поэтому со стороны Банка Латвии мы сейчас не приходим с таким предложением – это лучший способ остановить этот процесс. Но в будущем об этом можно дискутировать.
Второй проблемный аспект – что делать с теми же ипотечными долгами, а в банках, которые уже находятся в процессе неплатежеспособности или ликвидации.
Эти долги находятся в руках покупателей долгов, и здесь ситуация намного сложнее. Если кто-то из политиков готов начать такие разговоры с ними – вперед”, – пояснил представитель Банка Латвии.
Основные принципы плана списания ипотечных кредитов, предлагаемых Банком Латвии:
Кредиторы (банки) добровольно погашают долги полностью или частично на основании утвержденной прозрачной и опубликованной политики и оценивая также добросовестность прежних действий должника.
Обязательства погашаются в одностороннем порядке. Предложение распространяется на обязательства (ипотечные кредиты), учрежденные до конца 2008 года.
Погашение обязательств на момент возникновения обязательств было обеспечено ипотекой, и должник или залогодатель в связи с долговыми обязательствами по отношению к кредитору утратил право собственности на соответствующую недвижимую собственность в установленном Гражданским процессуальным законом процессе.
Кредитные обязательства в момент их погашения отражены на внебалансовом учете кредитора (кредитного учреждения).
У физического лица не начат процесс неплатежеспособности.
Погашение обязательств распространяется как на должника, так и на его поручителя.
При погашении обязательств не применяется налог на прирост капитала; в одностороннем порядке погашенные обязательства не признаются доходом и не облагаются подоходным налогом с населения.
Мероприятие является фискально нейтральным – не создает для государственного бюджета и кредитных учреждений ни доходов, ни расходов.
Мошенники по кредитам и злонамеренные неплательщики от этого процесса ничего не получат.