Из-за чиновников гражданку Латвии Мисане едва не выдали ЮАР, а МИД премировал работников
Проведшая больше года в тюрьме Дании гражданка Латвии Кристине Мисане на самолета из Копенгагена на прошлой неделе вернулась в Латвию. В Ильгюциемсе ее посетил адвокат. По его словам, обстановка удовлетворительна, Кристине пришла в себя и радуется, что наконец-то вернулась домой. А что же чиновники, выясняла передача Nekā personīga на TV3.
Вскоре защитники будут требовать замену меру пресечения для Мисане. Это сложное дело с решением в самый последний момент требует серьезной оценки действий прокуратуры, Министерства иностранных дел и Министерства юстиции. Однако такого пока не произошло, а Министерство иностранных дел уже поспешило выделить своим работникам денежные награды за профессиональную работу в защите прав Мисане.
Кристине Мисане в Латвию с детьми сбежала весной 2018 года. И нарушила право на общение младшего ребенка с отцом в Южно-Африканской Республикае (ЮАР). В конце года она отправилась в Мозамбик на работу через Копенгаген, но на границе ее задержали, потому что она была в розыске Интерпола. Дальше она должна быть выдана ЮАР.
Акция в поддержку Кристине Мисане у памятника Свободы
Прокуратура Дании проинформировала латвийских коллег и спросила, не потребует ли Латвия выдать Мисане домой. Датские правозащитники указали на возможнуое мошенничество Мисане, которое Латвия могла бы расследовать. Однако прокурор Кристапс Калниньш отклонил такую возможность. Ни мошенничество, ни подделки документов Калниньш не оценил, потому что это не было его обязанностью.
Отказ латвийской стороны означал, что датчане должны выдать гражданку Латвии Южной Африке. Там Мисане грозило до 15 лет тюрьмы. В местах заключения ЮАР происходили многократные нарушения прав человека. Прокуратура Латвии и Министерство иностранных дел не осознало, что отказ прокуратуры означает выдачу Мисане ЮАР, с которой у Латвии нет договора о сотрудничестве. Только летом прокуратура начала интересоваться, как получить доказательства, которые могли бы спасти Мисане. Министерство иностранных дел только в октябре попросило посла Дании не выдавать свою гражданку ЮАР. В начале этого года начались активные протесты латвийского общества и призыв к активному действию в спасении матери и двух ее несовершеннолетних детей.
Когда 14 февраля этого года были исчерпаны все возможности судопроизводства в Дании и Мисане начала забастовку, Латвия обратилась в Европейский суд по правам человека о временном урегулировании, однако его иск отклонил. Было ясно, что выдача Мисане в Южную Африку может произойти в любой момент.
18 февраля Мисане написала в прокуратуре Латвии признание, что использовала банковскую карту гражданского мужа в Южной Африке и подделывала документы, а затем прокуратура в ударном темпе подготовила европейский ордер на арест. Датская прокуратура в течение года и трех месяцев после задержания Мисане отдала ее Латвии под суд.
Пикет у посольства Дании против выдачи Кристине Мисане в ЮАР
Мисане еще не оставила тюрьму в Копенгагене, когда Министерство иностранных дел наградило работников посольства в Дании и еще несколько сотрудников ведомства иностранных дел денежными премиями - за самоотверженную и высокопрофессиональную работу при защите прав и интересов Кристине Мисане.
Алда Ванага, посол Латвии в Дании – 1330 евро,
Лига Усиленока, советница посольства ЛР в Дании – 1190 евро,
Инесе Буйке, секретарь посольства ЛР в Дании – 70%,
Гуна Япиня, директор консульского департамента – 1342 евро,
Санта Далмане, заместитель руководителя отдела консульской помощи – 1036 евро,
Марис Бурбергс, старший референт отдела правовых вопросов консульства МИДа – 749 евро,
Янис Бекерис, пресс-секретарь бюро государственного секретаря МИДа – 1120 евро,
Эмилс Эмилия Плаксинс, заместитель руководителя бюро в международных структурах по правам человека – 967 евро,
Элина Луиза Витола, юрисконсульт латвийского представителя в международных структурах по правам человека – 812 евро.
Послы Латвии хорошо получают - помимо зарплаты имеют пособия за работу в иностранных государствах, что вместе составляет от пяти до 8 тысяч евро в месяц.
Алда Ванага, посол Латвии в Дании, на вопрос Nekā personīga, были ли заслуженными эти премии, ответила: "Это действительно заслуженно. Это стоило очень большой работы более чем на протяжении года. Этот вопрос немного удивляет".
Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс (Jaunā Vienotība) сказал передаче, что все эти люди заслуживают даже больше наград.
"Мы говорим о том, что работа была намного шире, чем обычная консульская помощь. Обычная консульская помощь – убедиться, что есть адвокат. Но здесь были и судебные процессы, и сбор дополнительных материалов о ситуации в Южной Африке", - пояснил Ринкевичс.
Однако, по словам пресс-секретаря Генпрокуратуры ЛР Лауры Маевски, в их ведомстве с премиями все иначе:
"По мнению генерального прокурора, работники прокуратуры профессионально выполняли свои обязанности. Особенно хотелось бы подчеркнуть объем работы в середине февраля , когда фактически в течение одной ночи после получения необходимых доказательств прокуроры и переводчики подготовили европейский ордер на арест. Однако отдельные премии или дополнительные доплаты за выполненные работы и обязанности не планируются и не выплачены до этого".
В такой же ситуации и министр юстиции Янис Борданс (JKP) - на вопрос о премиях он ответил передаче, что не было такой идеи.
Выплата денежных наград должностным лицам Латвии удивляет сестру Кристине Мисане Марите Батраку. Она считает, что их действия запоздали. Она благодарит самоотверженную работу сотрудницы Министерства иностранных дел Гуны Япини, благодарит Канцелярию президента и некоего бывшего дипломата.