"Люди могут меня ненавидеть": бывшие латвийки рассказали, как покинули Китай и Гонконг из-за коронавируса
фото: Из личного архива Ливы
В мире

"Люди могут меня ненавидеть": бывшие латвийки рассказали, как покинули Китай и Гонконг из-за коронавируса

Jauns.lv

"В панике люди воруют и все крушат, но ничего такого не произошло", - о вспышке нового коронавируса говорит бывшая лиепайчанка, автор книги “Рассказы для Латвии. О нас, которые уехали" (Stāsti Latvijai. Par mums, kuri aizbrauca) Лива Хаммонд, которая живет в Китае десять лет и в период с 2009 по 2013 годы называла своим домом Ухань – город, в котором появился новый коронавирус. Последние пять лет Лива с мужем и дочерью жила в Шэньчжэне. Но однажды семья решила покинуть свой дом, чтобы переехать в Канаду.

17 января в Китае начались выходные. Через несколько дней после этого в интернете появились первые новости о коронавирусе: Мы решили, что выходить из дома не будем, посмотрим, что произойдет. Мы просидели неделю. С двухлетним ребенком, привыкшим ходить в садик дома не очень". Потом Лива отправила сообщение врачу в Ухане, которого очень хорошо знала и спросила, насколько серьезно все это и нужно ли уехать. Она ответила, что в Ухане как в зоне войны, так как очень быстро растет число инфицированных, рассказывает Лива.

фото: Из личного архива Ливы

Ухань центр Китая. И вирус произошел в то время, когда происходит самая большая миграция людей в мире - на китайский Новый год жители из больших городов отправляются домой в провинцию, чтобы праздновать праздник с семьей. "Самое время и место, чтобы максимально распространять вирус. Не хочу спекулировать, как именно вирус вспыхнул. Есть много вариантов, о которых люди говорят, но это только слухи. Это может быть рынок вполне возможно, потому что уровень гигиены на сельских рынках очень низкий. Люди кашляют, не закрываются рукой, очень многие плюются на улицах", - считает Лива.

Латвийский инфектологический центр готов принимать пациентов с коронавирусом

На просьбу охарактеризовать атмосферу в городе перед отъездом молодая женщина отвечает: В панике люди воруют или крушат все, но ничего такого не произошло. Люди просто были осторожны". Лива рассказывает, что местных жителей шокировала информация в соцсетях о других безответственных действиях: Появились картинки с подписями: только что из Уханя уехали в шанхайский Диснейленд. Убежать от зараженного города, чтобы уехать в место, где столько людей... Конечно, нельзя так делать, но подтвердили, что люди проверены. В настоящее время шанхайский Диснейленд закрыт, как  и Великая стена и другие достопримечательности".

фото: Из личного архива Ливы

О коронавирусе Лива читала уже в декабре. Она не думала, что это станет эпидемией. План переехать в Канаду был в ходе вещей, но перемены пришли незапланированно быстро: ы поняли, что здоровье семьи на первом месте, с этим не шутят и не ждут. Утром в воскресенье меня разбудил муж и сказал: я заказал билеты в Канаду во вторник. Едем? Да, мы едем. Никаких дискуссий или вопросов".

Закрытый из-за эпидемии вируса город Ухань в Китае

Лива говорит - боялась, что Шэньчжэнь закроют так же, как Ухань. Но семье повезло, они успели. Город был закрыт через несколько дней после отъезда семьи. Теперь семья в Торонто начала новую главу своей жизни.

фото: Из личного архива Ливы

Коронавирус быстро распространился и за пределами Китая. Границы с соседним государством закрыл Гонконг, где несколько лет живет Элина Стреле с мужем и дочерью. В Китае Элина никогда не была: Между Гонконгом и Китаем очень большая разница. Китайцам нужна виза, чтобы попасть в Гонконг и наоборот. В Гонконге капитализм, а в Китае коммунизм. Китай всегда остается в темноте в связи с новостями и СМИ и верит в то, что государство проповедует, включая бесчисленную пропаганду. В Гонконге другой язык кантонийский. Другая валюта".

фото: Из личного архива Элины

Элина с дочерью сейчас находится в Латвии. Билеты купила еще три месяца назад. И как теперь говорит, хорошо, потому что Гонконг тоже парализован из-за коронавируса. Элина считает, что ситуация очень преувеличена: Люди, живущие в Ухане, могут ненавидеть меня за то, что я говорю. Но я оцениваю со своей точки зрения и местонахождения. Да, я уезжаю, но потому, что мне с ребенком нечего делать. Все закрыто. Месяцами сидеть дома? Так можно сойти с ума. Школы закрыты до первого марта. В 2003 году при SARS (тяжелый острый респираторный синдром) был похожий сценарий".

Построенная за десять дней из-за вспышки коронавируса больница "Хошэньшань" в Ухани

Элина рассказывает, что в Гонконге закрыты многие публичные учреждения, магазины, офисы, отменены мероприятия: Авиакомпании предлагают перенести или отменить полеты бесплатно. Приятно видеть, что в такие моменты крупные компании поддерживают людей, чего нельзя сказать об аптеках, которые увеличили цены на хирургические маски даже до ста евро за двадцать штук. В некоторых местах на рынке повысились  цены на овощи и фрукты. Многие продукты в магазинах раскуплены. Люди ведут себя немного истерично. Может быть, потому, что пытаются уменьшить количество людей, которые ходят по магазинам. Многие крупные предприниматели заставили своих работников работать из дома. Люди предпочитают не пользоваться общественным транспортом. Час пробок в Гонконге уже не час пробок. Только  пара автомобилей на улицах".

Лица китайских врачей, борющихся с коронавирусом после многих часов в защитных масках

У Элины в Гонконге своя булочная. На вопрос, как сейчас идет бизнес, она говорит: Все в порядке. Наша булочная в деревне и местные жители очень рады, что можно купить свежий хлеб, выпить кофе и купить это тут, вместо того чтобы рисковать и ехать в город и супермаркеты". В булочной остался отец Элины. Из-за работы в Гонконге остался и муж. У Элины нет обратного билета. Она хочет посмотреть на ситуацию, прежде чем принять решение, как поступить дальше.