Кошмар под Талси: похоронная фирма держит останки в качестве залога, пока не получит оплату
Женщину после смерти в социальном центре под Вентспилсом доставили в похоронный дом в Талсинском крае, родственникам за это выписали неадекватный счет, а дальше как в страшном сне - близким не выдавали тело, пока деньги не поступили на счет, сообщает передача Bez Tabu на TV3.
"Мы приехали в морг похоронного дома Apbedīšanas nams – Krematorija за умершим, они выписали счет, но отказались выдать умершего, пока счет не будет оплачен. Такая практика у нас впервые", - так о прибытии в Талсинский край рассказывает руководитель Валмиерского похоронного бюро Ritus и уполномоченный представитель дочери умершей женщины Эдмундс Литиньш. Он вместе с работником фирмы за останками поехал в Apbedīšanas nams – Krematorija уже второй раз.
"Мы вызвались доставить этот счет нужному человеку и она сама справится с поставщиком услуг. Они не согласны с этим. Дошли до того, что вызвали полицию", – продолжает Эдмундс.
Представитель власти местного участка долго старался внести ясность и все же добиться выдачи трупа, но сотрудники местной фирмы по захоронениям стояли на своем. "И с помощью полиции мы не смогли вернуть умершего, и этот умерший человек был оставлен как залог, пока не будут уплачены деньги. Ну, это что-то неслыханное, по-моему, вообще в мире. Мы бы никогда себе не позволили задерживать умершего, пока ждем оплату", – подчеркивает руководитель похоронного бюро Ritus.
Близким пришлось отменить запланированные похороны, потому что, в конце концов, некого предавать земле!
"Странно, что умершего отвезли на столь большое расстояние. В этом случае, это примерно 80 километров от Вентспилса. Почему бы не отвезти тело в морг в Вентспилсе, что ближе? Я знаю как минимум одно такое место. Зачем надо платить за лишние проделанные километры? И сам счет, на мой взгляд, действительно очень существенно завышен по меньшей мере два раза", – считает уполномоченный представитель.
Во время траура дочь умершей не махнула на все рукой и попросила похоронщиков снова приехать в Курземе, чтобы доставить тело женщины на кладбище. В Талсинский край приехала и передача Bez Tabu. Журналисты разъяснили ситуацию работнику морга Андрису и попытались достичь компромисса. Сотрудник Apbedīšanas nams – Krematorija только лишь говорит, что у него нет никаких предложений, чтобы звонить представителям фирмы.
Представитель Apbedīšanas nams – Krematorija Эдгарс Тимпа по телефону объяснил, откуда взялась такая сумма в счете позиции и указал, что это нормальная практика, причем на домашней странице фирмы можно найти информацию о ценах на услуги. Поэтому в морге не увидели никаких проблем. Отвечая на вопрос, не хочет ли предприятие в этой ситуации уступить, Эдгарс заявил: "Как это выглядит, примерно с позиции силы, или - отдайте и до свидания? Ну, знаете, как минимум, это не цивилизованно".
Женщину, которой еще не было и 60-ти лет, в конце марта из-за серьезных проблем со здоровьем перевели из соццентра в Крустпилсе в пансионат Landzes в Пилтене. 1 апреля жизнь женщины оборвалась, и ее сразу после смерти доставили в похоронный дом в Талсинском крае, который находится на территории другого соццентра – Stūrīši. Оба пансионата принадлежат Латвийскому Красному кресту. Директор пансионата Stūrīši указывает, что сразу после смерти ответственность за лиц, умерших в соццентрах, берет на себя именно Apbedīšanas nams – Krematorija, с этой фирмой заключен договор.
Только во время визита Bez Tabu хозяйка Stūrīši и исполнительный директор Курземского комитета Латвийского Красного креста как будто впервые узнали, что у перевезенной из Крустпилса в пансионат в Пилтене женщины, у которой через неделю навсегда останавилось сердце, оказалось, есть дети, но у них отняты права на заботу о матери.
Похоронная сфера в соццентрах в Курземе действительно “централизованная”, а именно, например, на небольшом расстоянии от соццентра Stūrīši находится здание Apbedīšanas nams – Krematorija, для хранения трупов. Каждый день мимо морга проходят обитатели местного пансионата и другие жители, возможно, даже не подозревающие, что здесь образовалась уму непостижимая проблема - Apbedīšanas nams – Krematorija не выдают трупу женщины, умершей в другом соццентре.
Госпожа Бойтмане, занимающая высокий пост в Латвийском Красном кресте, узрела в случившемся корыстность близких: "Если вам честно сказать, то я понимаю сейчас. Таким образом, самоуправление, если бы не было близких, все бы это сделало само с той фирмой. Вдруг откуда-то появилась эта родственница, считающая, что сейчас самоуправление даст деньги. Но самоуправление никому не дает денег, если появляется родственник. Вот, наверное, почему этот скандал".
Дочь умершей женщины утверждает: "Мне позвонили из Крустпилсского самоуправления и сказали, что там нет того, кто бы похоронил. Я согласилась. Я была потрясена, что останки уже перевезены в Талси! Когда я сказала, что погребение осуществит другая фирма, мне позвонил какой-то Ренарс и начал осуждать мой выбор. Потом он назвал сумму, сказал, что придется платить, и вскоре сорвал разговор и бросил трубку. Самовольно задерживать останки - это законны? Они должны были выдать останки и предоставить счет. Если бы я взяла в руки этот счет, я бы его оплатила. Использовать человека в такой момент – это безумие!"
Передача Bez Tabu выяснила, что госпожу Бойтмане с Apbedīšanas nams – Krematorija связывает не только деловые отношения, но и родственные связи. В Латвийском Красном кресте за специалистом по охране труда и водителем работает сын Бойтмане Ренарс. Неофициально известно, что он иногда перевозит умерших из пансионатов в морг в Талсинском крае. А в Apbedīšanas nams – Krematorija на руководящей должности находится еще один родственник – уже по телефону знакомый Эдгарс Тимпа.
Он отметил, что в понедельник, 1 апреля, были разъяснены все условия, на которые представитель похоронного бюро не согласился. “Во вторник был повторный звонок от того [уполномоченного] лица, которое в виде ультиматума объясняло и сообщало, что будет присутствовать в среду, и пусть только попробуют что-то не отдать, угрожая в противном случае какими-то неприятностями”.
Тимпа добавляет, что на практике, общаясь с близкими напрямую, нет никаких проблем, а как только вовлечены другие похоронные фирмы, то сразу начинают возникать проблемы. "Возможно, это связано с какой-то конкуренцией или неприязнью".
В свою очередь, говоря о родстве с исполнительным директором Курземского комитета Латвийского Красного креста Анитой Бойтмане, представитель Apbedīšanas nams – Krematorija заявляет, что в этом случае существуют только трудовые отношения.
Представитель Центра защиты прав потребителей Санта Заране, комментируя возникновение разногласий, подчеркивает, что прежде всего нужно попытаться уладить взаимоотношения путем переговоров, а если это не сработает, есть возможность судиться. Принимая во внимание возникшую ситуацию, сначала лучше внести плату за услугу, а затем взыскать возможно несправедливо собранные средства. Центр считает, что что фирма имеет право требовать оплаты счета за услуги.
Тень подозрений еще больше усилилась, когда команда передачи рассмотрела оформление счетов, а именно, невооруженным глазом видно, что существенно отличаются подписи счетов, хотя формально их как будто выдал один и тот же человек, Андрис, с которым Bez Tabu общались. Возможно, первый счет подписал совсем другой человек, выдавая себя за коллегу.
На мгновение откладывая разногласия, дочь умершей женщины и уполномоченный представитель решили все-таки заплатить за, по их мнению, подозрительные услуги, забрать останки и похоронить их. Правда, сейчас уже готовятся необходимые документы, чтобы обратиться в суд против Apbedīšanas nams – Krematorija.