Кровавый Санта-Клаус. В Риге открылась выставка не для слабонервных
Во вновь открывшемся для зрителей Музее декоративного искусства и дизайна проходит выставка австрийского художника-авангардиста Германа Нитча “Театр оргий и мистерий”.
Эта экспозиция открылась еще 16 октября, но буквально сразу же и закрылась, попав под локдаун. Толком ее никто не успел посмотреть, в противном случае интернет был бы полон гневными отзывами – и наверняка еще будет, ведь все, что делает скандальный австриец, у неподготовленного зрителя может вызвать культурный шок. Но все-таки познакомиться с творчеством этого ультрарадикального художника с обманчиво благообразной внешностью Санта-Клауса следует даже самым нежным любителям искусства – чтобы понять, что такое венский акционизм и почему он оказал такое влияние на современное искусство.
В послевоенной Австрии Герман Нитч учился на графика, но довольно быстро обнаружил, что традиционные техники не позволяют ему выразить переполнявшие его чувства. Как и большинство австрийцев, он очень остро переживал поражение своей страны во Второй мировой – чужой для нее – войне и ответственность за чужие преступления. В конце 1950-х Герман Нитч вместе с единомышленниками основал одно из радикальнейших художественных движений ХХ века, вошедшее в историю искусства под названием “Венский акционизм”. Основным мотивом этих художников было преодоление травмы Второй мировой войны через погружение в состояние страдания и выплеск эмоций в процессе творческого акта.
В качестве инструментов венские акционисты использовали не только кисти и краски, но еще и свои собственные тела. Причем, Нитч в этом смысле был еще не самым радикальным. В то время, как его коллеги наносили себе реальные физические увечия, он “всего лишь” освежевал туши животных, обливал зрителей их кровью, топтал ногами месиво из внутренностей и мазал себя образовавшейся жижей. Эти акции, носившие ритуальный характер и включавшие в себя как христианские символы (кровь, вино, крест), так и языческие элементы, Нитч расценивал, как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом. Называлось все это “Театром оргий и мистерий”.
В начале 1960-х акции Нитча часто прерывались налетом полиции, а их участники подвергались аресту. В это десятилетие художник то и дело был ответчиком в суде, а порой и садился в тюрьму на неделю-другую. Но к 1970-м, когда общество уже привыкло к новым радикальным формам искусства, Нитч стал художником признанным и вполне официальным. Он удачно женился на женщине из богатого рода, осел в замке Принцендорф недалеко от Вены и основал там свою школу – нечто вроде художественной секты, где сам он выступает в роли жреца.
Более того, со временем Нитч превратил свои шокирующе-кровавые мистерии в выгодный бизнес. С конца 1990-х любой человек, уплатив довольно серьезную сумму, может принять участие в очередном представлении “Театра оргий и мистерий” под внимательным надзором полиции, врачей и адвокатов. Ну, а все остальные могут понаблюдать за этим со стороны.
Рижская выставка Германа Нитча (кстати, первая в Балтии) представляет зрителям его крупномасштабные полотна – “живопись действия”, графику, документальные фотографии и видеоматериалы наиболее значимых акций Театра оргий и мистерий. В частности, знаменитой “Шестидневной пьесы”, проходившей шесть дней и ночей в его замке Принцендорф.
Герман Нитч собирался лично приехать на открытие своей выставки в Ригу, но, увы, почтенный возраст (83 года), проблемы со здоровьем, а главное, риск заражения ковидом не позволили ему это сделать. Выставка продлится до 12 декабря.