В решении о закрытии русских общественных СМИ много вопросов - все перекладывают ответственность
На прошлой неделе Сейм утвердил концепцию национальной безопасности на ближайшие четыре года. Что необычно для подобных документов, в нем упоминается конкретный срок для меры - с 2026 года контент, создаваемый общественными СМИ, должен быть только на латышском или на других языках государств-членов ЕС или стран-кандидатов.
Раздел концепции о безопасности информационного пространства был написан Министерством культуры, которое тогда возглавлял Наурис Пунтулис (Национальное объединение), без согласования этих идей с общественными СМИ и курирующим их советом, пишет Lsm.lv.
Теперь в интервью программе Латвийского телевидения de facto Пунтулис называет возражения против этого плана сомнением в компетентности спецслужб. Правительство Эвики Силини одобрило концепцию национальной безопасности на своем первом рабочем заседании в середине сентября - в закрытой его части. Только тогда документ, подготовленный при предыдущем правительстве, стал достоянием общественности. Совет по общественным электронным СМИ (СОЭСМИ, NEPLP), являющийся акционером Латвийского телевидения и Латвийского радио, узнал об этом решении из прессы.
Министерство внутренних дел (МВД), которое в то время отвечало за составление концепции, не спрашивало мнения СОЭСМИ. Такая же идея исходила весной от Минкульта во главе Национальным объединением и была включена в проект основных направлений медиаполитики, но этот документ пока находится на стадии согласования, говорит председатель НСОЭСМИ Янис Сикснис. "В отрасли большинство отрасли считает, что такую плановую дату закрытия чего-либо устанавливать не следует. И это мнение звучит как в социальных сетях, так и в коммерческих СМИ, а также в других сферах. Поэтому мне очень интересно, о чем мы будем говорить в концепции медиаполитики, каков будет результат и если это противоречит концепции Национальной безопасности, то что будет дальше".
Новый министр внутренних дел Рихард Козловскис ("Новое Единство") отговаривается тем, что концепцию получил "в наследство", и, согласно закону о национальной безопасности, она должна была быть утверждена до 1 октября, а конкретные меры по предотвращению государственных угроз будут включены в План национальной безопасности, который правительство теперь должно разработать в течение года. Бывший министр культуры Наурис Пунтулис не понимает дискуссию о сроках и пытается переложить всю ответственность на органы госбезопасности. На напоминание, что 2026 год был внесен в документ по его предложению, Пунтулис отвечает: "Службы безопасности приняли решение, и теперь кто-то его подвергает сомнению".