Превысил квоты, год отдавал ползарплаты государству: семейный врач о компенсируемых лекарствах
В Латвии теперь рецепты на компенсируемые государством медикаменты выписывают, указывая в них не название конкретного препарата, а активное вещество — этого требует закон. Не всегда дженерики являются оптимальным решением — при ряде диагнозов нужно назначать пациенту оригинальный медикамент, рассказал в эфире аналитической передачи Rus.LSM «ТЧК» семейный врач Андрис Бауманис.
«В моей практике ничего не поменялось. Даже до принятия закона и еще даже до того момента, как Минздрав начал думать о том, что нужно такую практику ввести, я и так выписывал более 80% рецептов именно c INN — международным названием активного химического вещества. И только один из пяти рецептов выписывал на конкретное лекарство. После изменения законодательных актов я одно время старался тщательно это все выполнять, но пришел к выводу, что в двух случаях точно, то есть по двум диагнозам, нужно писать конкретную вещь. Это лекарства, которые идут для астмы и HOPS (хроническая обструктивная болезнь легких, ХОБЛ) — там специальные приборы, которыми люди научены пользоваться.
Если в один месяц вместо привычного дают что-то другое — то они неправильно пользуются конкретным лекарством, и результат, конечно, плохой. И там мы обоснованно пишем: человек обучен, он знает, как пользоваться — и тогда ему нужное выписывается. То же касается инсулиновых препаратов! Их тоже нельзя менять — если был один, потом поменять на какой-то другой. Потому что там у каждого пациента подобраны дозы вплоть до половины единицы, и они знают, как пользоваться, как увеличивать и уменьшать дозу при показателях сахара в крови».
Бауманис рассказал, что в свое время, будучи еще молодым врачом, он попался в ловушку системы: выписывая пациентам компенсируемые медикаменты с конкретными названиями (а не по названию активного вещества), превысил разрешенную государственную квоту, пишет rus.lsm.lv. «И нас с коллегой одними из первых начали судить, и мы год ползарплаты своей отдавали государству за то, что перетратили эту квоту. Мы выписывали, как и часть других врачей, те лекарства, которые считали правильными. Это привело к тому, что доктор, желая себя защитить, понял: чтобы себя оправдать, нужно пройти через вереницу судейств и добраться до Конституционного суда. Это займет много лет, отнимет кучу денег — и вряд ли государство проиграет, когда оно само издаёт законы...
Так что эта система меня научила выписывать так, как нужно для государства — и чтобы самому не пострадать. А среди семейных врачей до принятия закона 88% выписывали рецепты на медикаменты с оригинальным названием. После же принятия закона этот показатель упал до 16%.
На сайте Госагентства лекарств теперь невозможно увидеть, каков этот процент на сегодняшний день (хотя у чиновников эти данные есть).
Если вы спросите: кто от этого выиграл? — то пациенты с момента принятия закона за одну упаковку, которая в среднем стоила им 6,03 евро, начали доплачивать 4,75 евро. Почти полтора евро они стали не переплачивать. Если вы спросите: сколько государство начало за счет этого экономить? — в первые месяцы это было более чем 120 тысяч евро ежемесячно. Лекарства как будто стали дешевле, и траты государства тоже стали меньше».
Но, по словам Бауманиса, сведений о том, сколько пациентов и врачей заявляют о непереносимости конкретных дженериков или о вызванных ими побочных эффектах — то в первые месяцы действия нового регулирования «какая-то часть заявлений» в Госагентство лекарств поступила. Но затем объем такой информации сократился, потому что «вряд ли врачи в Латвии когда-то активно сообщали о побочных эффектах лекарств». По оценке Бауманиса, примерно половина тех случаев, когда побочное действие препарата проявлялось, остаются неучтенными.
Как ранее сообщалось, с апреля 2020-го в Латвии начала действовать новая система компенсируемых лекарств, согласно которой доктора указывают действующее вещество, а не название препарата. . Такой порядок призван обеспечить лекарства большему числу пациентов за счет экономии средств на оригинальные препараты. Латвия, по статистике, находится на одном из последних в ЕС мест по размеру финансирования, выделяемого государством на эти цели.
В Латвии пациентские взносы — в том числе за компенсируемые медикаменты — одни из самых высоких в ЕС. На это не раз указывали Еврокомиссия и Организация экономического сотрудничества и развития. Пациентские организации призывают политиков решить проблему. По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, в Латвии личные траты пациентов на медицинское обслуживание составляют в среднем 4% расходов домохозяйств. Для сравнения: в Евросоюзе средний показатель почти в два раза ниже.