Готовы ли латвийцы привить от Covid-19 своих малолетних детей? Результаты опроса неоднозначны
Большинство респондентов-родителей или сомневаются, или вообще затруднились ответить на вопрос, готовы ли они привить от Covid-19 своих детей 5-11 лет, показал опрос, проведенный службой изучения общественного мнения SKDS. Такое нерешительное — или осторожное — отношение характерно и для тех родителей, кто сам привился при первой же возможности.
В ходе исследования, проведенного в начале декабря по запросу rus.lsm.lv, социологи спрашивали респондентов о времени, когда те привились сами (и привились ли), о причинах, по которым они это сделали и, наконец, об их отношении к вакцинации собственных детей. В этом вопросе участникам напоминали, что «детская» вакцина будет доступна, вероятно, еще до конца года и что прививки для 5-11-летних не будут обязательными. «Первоначальная гипотеза в целом подтвердилась, — комментирует итоги опроса глава SKDS Арнис Кактиньш. — Родители, сами привившиеся весной или в самом начале лета, демонстрируют наиболее позитивное отношение к вакцинации детей.
То же самое верно и в отношении тех, кто назвал главной причиной собственной вакцинации желание защитить себя и семью от заражения или же помочь "погасить" пандемию».
Ответы на вопрос о времени, когда респонденты привились сами, социологи разделили на «психологические» периоды: острого дефицита вакцин, наблюдавшегося зимой и ранней весной, массовой добровольной вакцинации в мае и июне, когда доступ к прививкам был открыт для всех желающих и ни о каких ограничениях для невакцинированных еще не было и речи, летних месяцев, когда активность заметно снизилась и, наконец, осени, когда вакцинация вновь стала набирать темп по мере того, как правительство ужесточало условия для непривитых.
В целом распределение ответов соответствует данным Минздрава о ходе прививочной кампании: крупнейшая группа (36%) респондентов — ответившие, что вакцинировались именно в мае и июне, вторая крупнейшая группа (23%) пришлась на сентябрь-ноябрь. Лишь 16% респондентов сообщили, что не вакцинировались (это также близко к официальным данным, из которых следует, что к 3 декабря привились около 75% совершеннолетних латвийцев, т.е. непривитыми были около 25%).
Опрос в целом показал выраженную связь между временем вакцинации родителей и их готовностью привить своих детей: чем раньше — тем больше.
Так, среди привившихся в мае-июне в целом 62% сообщили о положительном отношении (сумма ответов «определенно да» и «скорее да»). Однако и в этой группе 28% заявили о в целом негативном отношении (ответы «скорее нет» и «определенно нет»). Еще 15% признали, что не могут сформулировать свое отношение.
Картина меняется на прямо противоположную по мере сокращения срока, прошедшего с момента вакцинации родителей. Среди привившихся осенью она становится почти диаметрально обратной: 51% респондентов из этой группы высказался в целом против, а в позитивном ключе (причем исключительно в формулировке «скорее да») — 13%, и еще 26% сообщили об отсутствии ответа.
Полярные мнения, по мнению Арниса Кактиньша, не стали неожиданностью. Скорее, полагает он, следует обратить внимание на большое число респондентов, занимающих осторожные позиции или и вовсе оказавшихся неспособными дать хоть какой-то ответ.
Так, в группе привившихся в мае-июне (условно ее можно обозначить «энтузиасты вакцинации»), 36% сообщили, что «скорее готовы» привить своих детей, 22% — что «скорее не готовы» и 15% вообще не смогли дать ответ. Таким образом, об отсутствии твердого мнения сообщили три из четырех респондентов (73%) из этой группы.
В группе привившихся в сентябре-ноябре сумма таких ответов получается практически идентичной — 69%, хотя распределение отличается: «скорее да» — 13%, «скорее нет» — 30%, «нет ответа» — 26%.
Оценка отношения к вакцинации детей в увязке с ответами о причинах вакцинации самих родителей показывает: наибольшую готовность демонстрируют респонденты, сообщившие, что привились для того, чтобы «помочь прекратить эту пандемию» или «защитить себя и близких от заболевания». В этих двух группах о в целом позитивном отношении к вакцинации детей сообщили, соответственно, 66% и 62%. Среди тех, кто признал, что привился «под "давлением" правительства и не вполне по своей воле», отношение выраженно негативное — 77%.
Однако и здесь о твердости позиций говорить сложно. Так, среди привившихся «для защиты от заболевания» в общей сложности 72% сообщили об осторожном или неопределенном отношении к вакцинации детей («скорее да» — 36%, «скорее нет» — 15%, «нет ответа» — 21%). Среди привившихся «под давлением» такие нетвердые ответы дали 55% (соответственно, 1%, 32% и 22%). «Мы можем предположить, что люди связывают вакцинацию с определенным риском. Видимо, они готовы были пойти на него сами, но не готовы подвергать ему детей. Это очень осторожное отношение проявляется и среди "энтузиастов вакцинации", и среди желающих защитить себя и членов семьи. Не исключено, что люди рассуждают следующим образом — если старшие члены семьи, в особенности бабушки и дедушки, уже защищены прививками, то вакцинация детей не даст дополнительной защиты, поскольку сами дети в подавляющем большинстве случаев болеют легко», — комментирует Кактиньш. «Если правительство всерьез намерено продвигать вакцинацию детей, ему придется подобрать очень убедительные аргументы, ясные и понятные целевой аудитории. А она, как видим, очень велика.
Важно понять, что и выбравшие ответы "скорее нет" и "нет мнения" совсем необязательно являются какими-то убежденными “антиваксерами”.
Их большое число, как мне кажется, указывает на совершенно естественные беспокойство и сомнения, и, следовательно, дефицит информации, которая была бы для них убедительной, авторитетной и вызывала бы доверие», — полагает Кактиньш.
Опрос проводился с 1 по 6 декабря методом web-панелей (CAWI) на выборке в 1039 респондентов в возрасте 18-75 лет, из которых затем были выделены те, кто сообщил, что являются родителем ребенка 5-11 лет (в общей сложности 252 человека).