Созданные в Латвии сорта тюльпанов ценят даже в Нидерландах
Бахромчатые, махровые, ранние и поздние, одноцветные и полосатые – благодаря селекционерам многообразие тюльпанов просто невероятно. О снискавших признание в мире латвийских сортах рассказывает садовод и селекционер Юрис Шварц.
Латвия пережила период своего рода «тюльпаномании» – в 1970-1980 годах. Тогда выращивание луковиц и цветов тюльпанов было одной из немногих возможностей для частного бизнеса в Советском Союзе, поэтому им увлекались представители самых разных профессий. Весной почти возле каждого дома росли тюльпаны из группы Дарвиновых гибридов – например, Apeldoorn, Oxford, London, Dover. В основном красные – это был самый востребованный цвет. В Женский день, 8 марта, садоводам работы хватало, так как прошедшие выгонку тюльпаны разъезжались по всему Советскому Союзу.
Выведенные в Латвии сорта - на выставках и в парках в Нидерландах
Создание нового сорта – долгий, требующий терпения процесс: пока селекционер впервые увидит результат пройдет четыре-пять лет, при этом большая часть, до 95%, новых гибридов может оказаться бесперспективной. Еще примерно пять лет понадобится для размножения луковиц, чтобы самым удачным гибридам можно было присвоить название сорта и показывать красивые цветы на выставках.
Когда Латвия обрела независимость, специалисты по выращиванию тюльпанов из Нидерландов часто гостили в садах местных селекционеров – они высоко оценивали латвийские достижения на этой ниве и старались приобрести хоть немного луковиц, чтобы размножить и начать выращивать на коммерческой основе у себя на родине.
Из наших селекционеров больше всего достижений у Юриса Эгле, Витаутса Скуи и Яниса Рукшанса: созданные ими сорта получили международную регистрацию.
Юрис Эгле создал несколько махровых бахромчатых тюльпанов – например, Vārtājas Pils («Вартайский замок») с белыми цветами с пурпуром на внешней стороне, невысокую Grobiņa, которая цветет белыми цветами и хорошо размножается, и названный в честь всемирно известного латвийского дирижера Мариса Янсонса сорт с желтыми с вкраплениям оранжевого цветами.
Больше всего сортов сумел произвести Витаутс Скуя, в том числе много бахромчатых тюльпанов. Например, A. Eglīša piemiņai («Памяти А. Эглитиса») с красными цветами; Aglona – темно-розовый сорт с игольчатой бахромой по краю лепестков. Сорт Sapņu Sala («Остров мечты») может цвести уже в феврале – бордово-красными цветками с белой бахромой. Созданный им тюльпан почти черного цвета голландцы назвали в честь художника Винсента Ван Гога. Коллекция селекционера подарена Национальному ботаническому саду, где ее цветение можно наблюдать каждую весну.
Янис Рукшанс – автор многих невысоких, удобных для использования в насаждениях сортов, с красивой окраской и складчатыми листами. Многие его сорта получили признание в мире. Например, Akadēmiķis Saharovs («Академик Сахаров») и Girlfriend («Подружка») в 2002 приняли участие в во всемирной выставке садоводства в Нидерландах. Среди его достижений есть и Russian Princess («Русская принцесса») с лепестками, где розово-красный постепенно переходит в желтый.
Селекционер Юрис Шварц вывел ряд сортов бахромчатых тюльпанов – Aveņu Vīns («Малиновое вино»), Latvijas Zeltene («Латвийская красавица»), Veltījums J. Podniekam («Посвящение Ю. Подниексу») и другие. Солнечно-желтый Rundale Palace («Рундальский дворец») получил международную регистрацию в 2009, и его выделяет то, что на одном стебле может расти до пяти цветов.