"Вопрос жизни и смерти": люди после Covid-19 задыхаются без кислорода, не дожидаясь помощи государства
Латвия – единственная страна в Европе, где государство не оплачивает концентраторы кислорода пациентам с дыхательной недостаточностью, включая людей с Covid-19. Что будет делать Министерство здравоохранения, а также Министерство благосостояния, чтобы облегчить страдания этих пациентов?
Какое медицинское обслуживание могут ожидать те, у кого возникнут проблемы со здоровьем в результате перенесенного вируса? Этими вопросами вчера заинтересовалась Комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам, и депутаты были неприятно удивлены тем, что государство уже десяток лет не хочет помогать людям, нуждающимся в искусственной подаче кислорода.
Вопрос о кислородной терапии на дому в условиях пандемии стоит как никогда остро, было заявлено 21 апреля на заседании Комиссии Сейма по социальным и трудовым делам. Переболевшие Covid-19 нуждаются в аппаратах, таких пациентов насчитывается как минимум тысяча.
Заседание комиссии получилось эмоциональным: спустя месяц после прежнего аналогичного заседания оказалось, что никакого прогресса в этом вопросе со стороны министерств здравоохранения и благосостояния нет.
Жизнь на волоске: реанимация больницы Страдиня
«Было очень неприятное заседание, потому что мы столкнулись с тем, что в принципе нет продвижения в этом вопросе, продолжается сваливание ответственности друг на друга — кто чего не сделал, а в результате для пациентов ничего не сделано. Было очень неприятное чувство, что мы топчемся на месте. Поэтому депутаты решили что теперь мы будем жестче контролировать ситуацию.
Что значит контроль, если между собой госинституции не разговаривают? И возникает ощущение, что и получить результат не хотят тоже. В это время пациенты не получают свои кислородные концентраторы, а ведь для них это терапия, чтобы нормально дышать», — признала заместитель председателя комиссии, внефракционный депутат Анда Чакша.
История из жизни Астриды
В декабре прошлого года Астрида подцепила Covid-19 во время обследования в больнице. Выяснилось, что в том отделении, где она лежала, этим вирусом инфицировались все пациенты. А через несколько дней женщина привезла инфекцию домой. Ей повезло – болезнь прошла легко и за несколько дней, но дома симптомы появились и у ее мужа.
«Мы надеялись, что он тоже легко перенесет все это. Но так не случилось… Последовало лечение в больнице Балви, а через два дня после того, как его отпустили домой, опять поднялась температура, выписанный семейным врачом парацетамол не помогал, и муж снова попал в больницу, где ему поставили диагноз – воспаление легких.
Четыре месяца в Балвской больнице и в Страдиня, три недели в реанимационном отделении… И вот 10 апреля его вернули домой, но, к сожалению, с повреждёнными легкими, конечно, теперь нужен кислородный баллон, который подключен к электричеству. Только во время еды можно без него обойтись, но не дольше пяти минут», - рассказывает Астрида.
Чтобы спустя три месяца посетить семейного врача, нужен еще и маленький переносной баллон. Семья уже приобрела генератор, чтобы в случае отключения электричества, была запасная энергия. А сегодня Астрида по дороге в Ригу получила сообщение, что электричества дома не будет час. «Хорошо, что дома была внучка, которая знала, как действовать в такой ситуации», - говорит Астрида.
С декабря семья арендует баллон с кислородом за 40 евро в месяц. Теперь, когда муж вернулся домой с такими проблемами, ему нужна искусственная подача кислорода постоянно – это вопрос жизни и смерти. К баллону подключен 12 метровый провод, чтобы человек не был прикован к кровати, а мог передвигаться по дому.
Пациенты с Covid-19 в больницах в 2021 году
Сами не могут заплатить
Главный специалист в отделении пневмотомии RAKUS Алвис Крам на заседании комиссии Сейма сообщил, что уже почти десять лет борется с Минздравом за то, чтобы для пациентов с хронической дыхательной недостаточностью кислородные баллоны и помощь медперсонала, который научит этим оборудованием пользоваться, оплачивало государство.
«До этого момента единственным аргументом было то, что нет механизма оплаты и нет денег. Кроме того, есть и другие политические приоритеты», - сказал доктор Крам, подчеркнув, что на протяжении многих лет Латвия была единственной страной в Европейском Союзе, где пациентам, пожизненно нуждающимся в кислородной терапии, ее не оплачивает государство.
А во время пандемии появилось много острых больных, которым также нужен кислород в баллонах, напомнил депутатам врач. Однако не пожизненно, а лишь на пару месяцев. Но Национальная служба здравоохранения не пошла на встречу медикам и до сих пор не решила вопрос о том, как помочь всем нуждающимся получить жизненно необходимый кислород, если те не могут его оплатить. Какие обследования нужны и как часто их нужно проводить, чтобы пациент имел доступ к оплачиваемому государством кислороду.
«Известно, что сейчас в аренду взято более 500 баллонов с кислородом, еще несколько десятков, возможно, купили. Один такой аппарат стоит 900-1000 евро. Есть пациенты, которые долгие годы не могут собрать такую сумму. А сейчас тысячам людей может понадобится кислородная терапия, а на долгое время такие аппараты нужны более чем двум тысячам человек с дыхательной недостаточностью», - поясняет Крам.
В Латвии четыре фирмы, которые занимаются обслуживанием кислородных баллонов. Предприниматель Арвис Сважа занимается этим уже 12 лет и сообщил депутатам Сейма, что часто сталкивается с весьма драматичными ситуациями: «Одна бабушка на зиму ложилась в больницу, потому что у нее нет денег, чтобы заплатить за отопление и она не может позволить себе арендовать кислородный баллон. Дома она живет только после окончания отопительного сезона, потому что тогда денег хватает на кислород», - рассказал он.
Чиновники Минздрава вчера не смогли предложить депутатам Сейма какого-то решения проблемы. Поэтому 28 апреля состоится повторное заседание по поводу этого вопроса.
По материалам la.lv, lsm.lv