Житель Латвии недоумевает: откуда звонящие с опросами знают, где он живет?
фото: ddp images/Marcin Balcerzak/Shot / Vida Press
В Латвии

Житель Латвии недоумевает: откуда звонящие с опросами знают, где он живет?

Elmārs Barkāns

"Likums un Taisnība"

"В течение одного дня мне трижды звонилм из фирмы SKDS. Не было времени, но я согласился ответить вечером. Опрос был про аэропорт, но уже на втором вопросе я понял, что не хочу отвечать. Интервьюер почти в форме утверждений сказал мне: “Ну, значит, вы живете рядом с аэропортом…” Я был очень удивлен, потому что не говорил и ни в каких анкетах не упоминал, что раньше жил рядом с аэропортом – в Марупском крае. Откуда он мог знать? Разве это не незаконная утечка данных? И почему они целенаправленно обращались ко мне на протяжении всего дня? Как будто уже заранее меня выбрали жертвой..." - спрашивает журнал Likums un Taisnība читатель Витолс.

Отвечает Винета Пуке, заведующая исследоаниями отдела опросов компании SKDS:

Один из шагов, как обеспечивается отбор телефонных опросов и качество обобщения данных, является следующим: если до выбранного респондента не дозвониться, звонок повторяется еще четыре раза в разное время, таким образом увеличивая возможность дозвониться до случайно выбранного респондента (1+4). В программе заложено условие, что в целом на один и тот же номер могут быть произведены пять звонков.

В упомянутом случае респондент сначала не поднял трубку, и через какое-то время программа его номер передала другому интервьюеру, тогда респондент не мог говорить, и в конце концов мы позвонили еще раз, пока не дозвонились.

Наша цель - дозвониться до респондентов, а не звонить на много номеров, так как интервьюторам приходится звонить на очень, очень много несуществующих номеров, таким образом разыскивая существующие номера и респондентов, которые не отказались бы от интервью.

В исследовательском центре SKDS звонят только на случайно выбранные фиксированные и мобильные номера телефонов в Латвийской Республике. Выбор номеров телефонов осуществляется через Интернет-сайт random.org, получая случайно выбранные номера. Другие базы данных в ведении/пользовании SKDS отсутствуют.

Это был опрос с целью опроса жителей, живущих на территории краев Марупе и Бабите. В начале всем респондентам интервьюер рассказывает, откуда звонит и о чем будет опрос. В случае, если респондент согласен участвовать в опросе, интервьюер выясняет пол, возраст, национальность респондента, и затем следует вопрос, который, по-видимому, вызвал недоумение у респондента: Скажите, пожалуйста, в каком крае или городе вы живете? Варианты ответов: 1) Марупский край; 2) Бабитский край; 3) другой.

Скорее всего, важную роль сыграл человеческий фактор интервьюер устал и действовал непрофессионально, и вопросы перефразировали/сократил (как это бывает), уже предполагая, что этот респондент живет в одном из двух краев. Другого объяснения этой ситуации у меня нет. Мне очень жаль, что мы вызвали недоумение респондента своими повторными и целенаправленными звонками".

В Государственной инспекции данных Likums un Taisnība сказали, что инспекция не проводила проверку об услугах SKDS или других подобных компаний насчет обработки личных данных, поэтому не могут дать точное пояснение об использованной модели обработки личных данных.

В случае возникновения сомнений, что ваши данные защищены и использованы законно, в соответствии с общей Регулой защиты данных Европейского Союза, вы имеете право письменно потребовать от заведующего данными предоставления информации о том, на каком правовом основании (с указанием конкретного пункта регулы) и с какой целью заведующий совершил обработку личных данных. Устно выраженную просьба заведующий не обязан исполнять.

Заведующий данными, согласно пункту 3 статьи 12 регулы, обязан в месячный срок со дня получения требования письменно информировать о своей деятельности. В случае, если заведующий не соблюдает это (например, не дает ответа на запрос), то субъект данных (человек, данные которого использованы) имеют право обжаловать это действие в Государственной инспекцию данных. В этом случае должностное лицо инспекции обязано рассмотреть жалобу и реализовать упомянутые в статье 58 регулы полномочия (в том числе начать судопроизводство о незаконной обработке данных).