Северная Корея: удивительные истории побега
Сейчас весь мир обсуждает Северную Корею из-за чудовищного случая, который начался в конце 2015 года и тянулся до середине июня этого. Перед новым 2016 годом американский студент Отто Уормбир, ни о чем не подозревая, в составе туристической группы прибыл в Северную Корею...
Будучи в гостинице, Отто Уормбир забрел в служебное помещение и зачем-то своровал агитационный плакат, который был посвящен смерти бывшего лидера КНДР и гласил: «Давайте запасемся патриотизмом во имя Ким Чен Ира». Все это было запечатлено на видео, пусть и нечеткое. Расплата за такое, по меркам Северной Кореи, страшное преступление настигла Отто в аэропорту — когда парень готовился улетать, его задержали. Спустя два месяца Уормбиру дали высказаться — он выступил в суде перед телеобъективами северокорейского телевидения. Рыдая, Отто во всем сознался, заявил, что плакат ему нужен был в качестве трофея для американской церкви, и заверил, что совершил самую большую ошибку в своей жизни. К сожалению, это оказалось правдой — ошибка стоила ему самого дорогого...
Чистосердечное признание парню не помогло — его признали виновным в совершении государственного преступления и приговорили к 15 годам тюремного заключения и каторжных работ. С тех пор Уормбира никто не видел, и в это время с ним происходило что-то страшное, ведь вскоре после пресс-конференции Отто впал в кому. Почему это случилось, неизвестно до сих пор. Несмотря на то, что заключенный так и не пришел в сознание, 13 июня этого года его вернули в США — якобы из гуманных соображений. Но жизнь бедного туриста вскоре оборвалась — 19 июня Уормбир умер… Родители Отто говорят, что, когда сына вернули на родину, он не мог говорить, не мог видеть, не мог реагировать на слова. «Было видно, что ему очень не по себе — что он почти мучается. Хотя мы так и не услышали его голоса, в течение дня выражение его лица изменилось — он был спокоен. Он был дома, и мы верим, что он чувствовал это», — рассказали родители.
Так что же случилось с Отто там, в Северной Корее, что в итоге привело к такому печальному исходу? Когда Уормбира отправили в больницу, ему сделали магнитно-резонансную томографию, которая показала, что у больного обширная гибель тканей всех отделов головного мозга. Однако представители Северной Кореи утверждали, что Отто заразился ботулизмом, а вскоре после этого принял снотворное и впал в кому. Врачи в медицинском центре Цинциннати не верят, что это правда. «У нас нет никакой точной или поддающейся проверке информации о причинах этой неврологической травмы и обстоятельствах произошедшего. Считается, что такие повреждения происходят из-за остановки работы сердца и легких. При этом мозг снабжается кровью нерегулярно. Как следствие, отмирают ткани мозга», — рассказал заведующий неврологическим отделением Дэниел Кантэр. На основании отсутствия травм врачи пришли к заключению, что к остановке сердца, скорее всего, привело отравление лекарственными препаратами. «К сожалению, ужасные пытки, которым подвергся наш сын от рук северокорейцев, не оставили другого возможного исхода», — заявили родители погибшего. Кстати, для многих стало удивительным то, что семья Отто отказалась от вскрытия, которое бы дало точные ответы на все возникшие вопросы.
Другой мир
Корейская Народно-Демократическая Республика — страна очень закрытая, со своими правилами, понятиями и законами. Для большинства жителей все происходящее там — норма, однако туристы, которые приезжают в Северную Корею, уезжают оттуда крайне впечатленными.
Как известно, основателем северокорейского государства и его руководителем с 1948 по 1994 год был Ким Ир Сен, его преемником стал сын Ким Чен Ир, а сегодняшний хозяин республики — внук великого вождя Ким Чен Ын. Народ обязан постоянно доказывать свою любовь семейному клану. «Не выразить глубокого почтения изображению вождя — это поставить под удар не только себя, но и всю свою семью», — так говорят о Северной Корее. За малейшую оплошность в этой стране можно заплатить очень большую цену, ведь там даже эра отсчитывается не с момента рождения Христа, а с момента рождения Ким Ир Сена.
Что и говорить, ведь день рождения Ким Ир Сена, который отмечают 15 апреля, признан Днем Солнца. Но помнить о самом важном человеке жители должны не только в этот день! «Каждый взрослый кореец обязан носить на лацкане значок с портретом Ким Ир Сена; в каждом доме, учреждении, в каждой квартире должен висеть портрет вождя. Портрет ежедневно нужно чистить щеткой и протирать сухой тряпочкой. Так вот, для этой щетки есть особый ящичек, стоящий на почетном месте в квартире. На стене, на которой висит портрет, не должно быть больше ничего, никаких узоров или картинок, — это непочтительно. За порчу портрета, пусть даже неумышленную, до 70-х годов полагалась казнь, в 80-х это уже могло обойтись ссылкой», — говорится в тематическом блоге об особенностях каждой страны. В Северной Корее буквально все посвящено Ким Ир Сену — песни, выступления, литература, концерты, и даже в школах одним из самых важных предметов является биография великого вождя!
Электричество — только несколько часов в сутки
В Северной Корее нет доступа к иностранным газетам и журналам, а из литературы — только творчество современных северокорейских писателей, одобренное официально. Радио тоже так просто не послушать — каждый приемник устроен так, чтобы он мог ловить только несколько государственных радиоканалов. Если вдруг у кого-то будет иначе, этот человек рискует вместе с семьей отправиться в лагерь. Телевизоры в Северной Корее слишком дорогие, поэтому смотреть их могут только «богачи». Впрочем, по телевизору, как и в других источниках информации, можно увидеть только восхваление вождя, страны и ее системы. Да и смотреть в голубой экран долго не получилось бы, ведь в Северной Корее электричество дается всего на несколько часов в сутки. Подсвечиваются постоянно только портреты лидеров КНДР. Об интернете там тоже знают, но не все — в нескольких учреждениях есть подключенные к сети компьютеры. Но чтобы сесть за них, человеку нужно иметь кучу пропусков, и любой визит на любой сайт регистрируется, а потом внимательно изучается службой безопасности.
Впрочем, оказаться в немилости любому жителю этой страны очень просто — по данным правозащитных организаций, примерно 15% всех северокорейцев живут в лагерях и спецпоселениях. Обычно это — обнесенные колючей проволокой под напряжением территории, где в землянках и лачугах живут заключенные. Работают они по 18 часов, остальное время спят. Есть и более жесткие наказания!
«Смертные казни проходят публично, путем расстрела. На них приводят экскурсии старшеклассников и студентов, дабы молодежь получила правильное представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо», — так говорят о правилах страны.
Женщины практически все коротко стригутся и делают завивку, так как великий вождь сказал однажды, что именно такая прическа очень идет кореянкам. Длинные волосы у мужчин категорически запрещены, за стрижку длиннее пяти сантиметров могут арестовать.
Многих туристов впечатляют и местные пляжи Японского моря — вдоль него построен забор с колючей проволокой под напряжением, чтобы никто не посмел сбежать из страны по воде.
Но некоторые люди все-таки осмеливаются на побег — например, в 2009 году из страны сбежало почти 3000 человек! Все они понимали, что в случае неудачи вся семья беглеца попадет в трудовой лагерь.
Истории спасения
«Это похоже на нацистские лагеря»
48-летний Кан Чхоль-Хван в свое время бежал из КНДР, после чего выпустил автобиографическую книгу «Аквариумы Пхеньяна», в которой рассказал о тех ужасах, что ему пришлось пережить в северокорейской тюрьме. Попал он туда в возрасте девяти лет, потому что его деда обвинили в предательстве династии Ким.
«Мы просыпались в пять утра и работали до заката солнца. Нам рассказывали про Ким Ир Сена. Вынуждали смотреть публичные казни. Били и истязали. Это похоже на нацистские лагеря. Просто разные способы убийства людей, — говорил Кан. — Вместо того чтобы молиться Богу, мы должны были благодарить «верховного лидера»».
«Не может в 21 веке человек быть рабом»
Кан Ми Джин сбежала из КНДР в 2009 году — сейчас она не скрывает ни своего лица, ни имени и открыто рассказывает обо всем, потому что хочет привлечь внимание всего мира к проблемам, которые рождает разделение Кореи на Юг и Север. «Те условия, в которых оказываются многие северокорейцы, недопустимы в современном мире. Система, которая много лет калечит человеческие судьбы и превращает людей в рабов, недопустима в современном мире. Не может в 21 веке человек быть рабом, у человека должны быть базовые права — это нормально», — говорит Кан, которой удалось вместе с дочерью покинуть страну.
«Для северокорейской женщины самый очевидный и в каком-то смысле простой способ убежать — это продаться в рабство в Китай. В 2009 году, когда мы бежали, продажа северокорейских женщин в Китай была отлажена очень хорошо. Это настоящий бизнес. В общем, я решила воспользоваться этой лазейкой и продать себя в Китай».
Однако у Кан ничего не получилось, потому что она была с маленьким ребенком. Ей пришлось искать другие пути. Ей повезло иметь друзей-пограничников, которые подсказали ей время и место, когда можно перейти границу с Китаем. Она этим счастливо воспользовалась. Через некоторое время женщина вместе с дочерью наконец перебралась в Южную Корею. Сказать, что Ми Джин потрясло то, что она там увидела, — не сказать ничего.
«Меня удивляло, что круглый год из крана течет горячая вода, а свет может гореть в любое время суток, если его включить. И еще меня удивляло, что за работу, оказывается, должны платить деньги, на которые реально купить разные продукты и разную одежду. Сейчас это уже смешно, а в 2009 году меня это все поражало».
В Сеуле Кан нашла работу — сейчас она является журналисткой, которая рассказывает Южной Корее и всему миру про жизнь в Северной Корее. Ми Джин, как никто другой, мечтает о том, чтобы Корея стала единой.
«Да здравствует лидер!»
Еще одна сбежавшая, Ли Ен-хи, повторяет то, о чем говорят и другие, — в Северной Корее люди голодают, но в самую последнюю очередь они думают о том, что режим ошибается. «Им говорят, что их лидер — великий, и они просто повторяют это, не задумываясь. Эти люди не готовы к протестам. Люди, которые голодают, хотят одного — просто выжить. Даже мои братья, когда я звоню им, твердят: «Да здравствует лидер!» Они выросли с уверенностью, что он лучший. Им вложили это в голову. Государство держит их в узде едой. Люди голодают, а в праздники — дни рождения Ким Чен Ира и Ким Ир Сена — каждому выдают небольшую порцию свинины, печенье, килограмм риса, новую одежду. Систeма построена так, что эти дни автоматически ассоциируются с ощущением счастья. Они автоматически воспринимают все так, будто они счастливы благодаря лидерам». Поэтому сбежавшим северокорейцам невероятно сложно привыкнуть к новой жизни. «В первое время самое тяжелое — наличие выбора. В КНДР тебе дают столько еды, сколько считают нужным. Государство за тебя решает, что тебе делать, сколько есть, спать, ходить в туалет. К этому привыкаешь с детства. А в Южной Корее масса альтернатив — что делать, куда идти, что купить, что есть, где работать. И впервые в жизни приходится выбирать самому. Это стресс. Тех, кого при побеге избивали или насиловали, преследуют ночью кошмары. Поговорить не с кем. Многие впадают в депрессию. Некоторые кончают жизнь самоубийством. Только через 3-5 лет беженцы начинают вести себя подобно южнокорейцам. И лишь 70-80% это удается».