Зеленый — цвет сезона. Часть 3. Меланхолия, дачи, медицина, спорт
фото: Vida Press
Джон Эверт Милле, “Офелия”, 1852
Стиль жизни

Зеленый - цвет сезона. Часть 3. Меланхолия, дачи, медицина, спорт

Елена Власова

Otkrito.lv

Только в XX веке зеленый цвет дождался подлинного признания, став цветом всего самого позитивного — природы и здорового образа жизни, медицины и гигиены, прогрессивных мыслей и чистого производства.

(Продолжение. Начало тут и тут)

Романтизм

Данте Габриэль Росетти, "Прозерпина", 1874
Данте Габриэль Росетти, "Прозерпина", 1874

После Средних веков зеленому пришлось довольно долго ждать нового витка популярности. Это случилось в эпоху романтизма, когда в зеленом увидели массу достоинств. Вкусы публики изменились, и людей потянуло на природу. Парк становится культовым местом. Стало модно писать пейзажи и собирать гербарий, мечтать и впадать в меланхолию, и со всем этим ассоциировался зеленый цвет. Позже зеленый возвели в культ прерафаэлиты — этот цвет отлично сочетался с рыжим оттенком волос их любимых натурщиц. 

 Из города на природу

фото: Vida Press
Хеллен Аллингем, “В саду”, 1890-е Джон Эверт Милле, “Офелия”, 1852
Хеллен Аллингем, “В саду”, 1890-е Джон Эверт Милле, “Офелия”, 1852

Во второй половине XIX века жители больших городов начинают страдать от урбанизма. Они тоскуют по вольным просторам, природе, зелени. В моду входят загородные прогулки и занятия спортом на свежем воздухе. Теперь зеленый — не только цвет природы, надежды и свободы, но и цвет здоровья и гигиены. В городах появляются парки и скверы — островки зелени среди каменных джунглей. Горожане начинают увлекаться садоводством. Особенно преуспела в этом Англия, где даже многоквартирные дома проектировались с таким расчетом, чтобы у каждого был пусть крохотный, но свой собственный садик. 

Зеленая медицина

фото: Vida Press

Связь зеленого с медициной возникла еще в Средние века: в то время большинство лекарств были растительного происхождения. Уже в древности врачи заметили, что зеленый цвет обладает успокаивающим эффектом. Сегодня в этот цвет окрашены вывески аптек и одежда хирургов, упаковки с лекарствами и перевязочным материалом. Многие места, где неоходимо соблюдать повышенные требования гигиены (зубоврачебные кабинеты, физкультурные залы, продуктовые магазины, закрытые зоны) также часто оформляются при помощи зеленого цвета. 

На поле битвы

фото: Vida Press

Зеленый доминирует и в спорте — начиная с зеленых лугов, где проходили рыцарские турниры Средневековья, и заканчивая современными спортивными стадионами и обитыми зеленым сукном бильярдными столами. Зеленый — это цвет поля битвы (пусть и символической) и риска получить травму. Цвет игры и азарта, поэтому он незаменим как в спорте, так и в казино. 

 Светофор

фото: Vida Press

Зеленый — это антагонист красного, на чем построена система противоположности их значения. Если красный воспринимается как цвет запрета, то зеленый со временем стал символом дозволенности. Знакомый нам светофор (в то время еще без желтого цвета) впервые появился в портах Северного и Балтийского морей еще 1760-1780-х годах: зеленый бакен означал, что корабли могут заходить в порт, красный — что вход запрещен. В первой половине XIX века эта система сигнализации стала общепринятой не только на море, но и на суше. Самый ранний двухцветный светофор был установлен в 1868 году в Лондоне, на углу Палас-ярд и Бридж-стрит. При нем дежурил полицейский, который поворачивал фильтры в газовом фонаре то одной, то другой стороной. В США светофор появился только в 1912 году, во Франции — в 1923, в Германии — в 1924.

Мир позеленел 

фото: Vida Press

Со временем в зеленом открылся еще один смысл — биологическая чистота, защита окружающей среды и социальная ответственность. Сегодня мы безошибочно опознаем эко-косметику и эко-продукты по соответствущим значкам зеленого цвета. А когда говорят “Зеленая партия”, то сразу понятно, какая идеология за ней стоит. Считается, что зеленый цвет облагораживает моральный облик любой марки. Так, компания McDonalds сменила цвет фона своей эмблемы с красного на зеленый. Стала ли при этом ее еда полезнее — большой вопрос. Кто-то лишь делает вид, что “позеленел”, используя актуальную тему как инструмент маркетинга. Появился даже термин “гринвошинг” — это когда марка объявляет себя экологичной, но при этом грубо нарушает все принципы этики и устойчивого развития. Ясно одно: зеленый цвет вышел из подполья и уже никогда не согласится быть в тени других красок. И в будущее человечество пойдет исключительно по зеленой дорожке. 

(Продолжение следует...)