"Я добросовестно исполняла свои обязанности": Жданок о своем уголовном деле и о том, почему живет в Брюсселе
фото: LETA
12 ноября 2024 года бельгийская полиция провела обыск в брюссельской квартире бывшего депутата Европейского парламента Татьяны Жданок.
В мире

"Я добросовестно исполняла свои обязанности": Жданок о своем уголовном деле и о том, почему живет в Брюсселе

Отдел информации

Otkrito.lv

На прошлой неделе бывший депутат Европейского парламента Татьяна Жданок выступила с публичным заявлением об уголовном деле, которое расследуется в Латвии и Бельгии, а также о том, как в Бельгии проходят забастовки судей - тема, ставшая актуальной на фоне судебной реформы. Она поделилась своим опытом, связанным с переносом судебного решения, и выразила обеспокоенность по поводу состояния правосудия как в Латвии, так и в Европейском союзе.

Мешают забастовки в Бельгии

В своем заявлении в социальной сети Facebook Татьяна Жданок отметила, что в Бельгии имеют право бастовать не только фермеры и работники транспорта, но и судьи. По ее словам, именно из-за участия судей в общей бельгийской забастовке оглашение решения по ее жалобе, запланированное на 25 июня, было перенесено на сентябрь.

Комментируя эту ситуацию, Жданок подчеркнула, что забастовки направлены против реформ, задуманных бельгийским правительством, которые, по мнению судей, угрожают независимости судебной власти. Она выразила надежду, что протест поможет сохранить качество и независимость судебной системы, добавив, что считает бельгийскую систему правосудия объективной и честной.

«Я работала в Брюсселе двадцать лет, и мой опыт дает основания надеяться, что суды здесь независимы, — написала она. — Эту надежду укрепила новость о решимости судей выйти на забастовку в ответ на реформу, которую они считают атакой на независимость и качество судебной системы».

Уголовное дело против Жданок

Уголовное дело против Татьяны Жданок связано с подозрениями в ее возможном сотрудничестве с российскими спецслужбами. По словам самой Жданок, Служба государственной безопасности Латвии (VDD) обвиняет ее в содействии консолидации русскоязычного сообщества в Латвии и в информировании зарубежной общественности о положении русскоязычных в стране.

«Служба госбезопасности обвиняет меня в том, что я добросовестно исполняла свои обязанности депутата, следуя предвыборной программе», — заявила Жданок. — «Я способствовала самоорганизации русской общины в Латвии, информировала зарубежную общественность о ситуации с русскоязычными, создавала основу для мобилизации поддержки со стороны российского общества».

Она подчеркнула, что ее деятельность, в том числе информационная работа, не является незаконной и что ни один независимый суд не признал бы её противоправной. «Судья из страны-основательницы ЕС должен бы усомниться в приверженности новой страны-члена таким принципам правового государства», — добавила она, намекая на проблемы с независимостью судов в Латвии.
По её словам, латвийская судебная система находится под политическим давлением, и именно по этой причине она живет в Брюсселе.

«Борьба продолжается»

Жданок также подчеркнула, что до 2024 года у нее был иммунитет депутата Европейского парламента, который защищал ее политическую деятельность. Её адвокаты указывают, что обвинения носят политически мотивированный характер, так как выдвинуты уже после окончания ее депутатских полномочий. Она также считает, что эти обвинения являются попыткой расправы с ней за ее политические взгляды и деятельность. «Тот факт, что против меня выдвигаются обвинения, дает возможность осветить существующие проблемы в Латвии, связанные с нарушениями прав русскоязычных жителей», — добавила она, отметив, что ее борьба продолжается — теперь уже не на парламентской арене, а в суде. Она считает, что ее случай может способствовать выявлению более широких проблем, связанных с правами нацменьшинств и дискриминацией в Латвии.

Ukrainas atbalstītāji eiroparlamentārieti Tatjanu Ždanoku aicināja savā mājā ielaist ukraiņu bēgļus.

Дом Татьяны Жданок в Гарциемсе обклеили фотографиями войны в Украине (2022)

Присвоен статус подозреваемой

Последняя информация по уголовному делу Жданок свидетельствует о том, что ей присвоен статус подозреваемой в уголовном процессе, который расследует Служба государственной безопасности. В ноябре 2024 года по запросу Генеральной прокуратуры Латвии бельгийская полиция провела обыск в ее квартире в Брюсселе. Однако Жданок оспорила этот обыск и ожидает решения бельгийского суда по поводу дальнейшего использования изъятых материалов. VDD указала, что ее нахождение за пределами Латвии тормозит ход расследования, а судебный процесс в Бельгии может затянуться.

В ходе расследования VDD провела обыски в Латвии и изъяла носители данных, записи и документы, связанные с Жданок. Опубликованные электронные переписки, полученные из взломанного почтового ящика, свидетельствуют о том, что Жданок как минимум с 2004 года регулярно отчитывалась сотрудникам Федеральной службы безопасности (ФСБ) России и запрашивала финансирование на организацию мероприятий. Жданок отрицает это сотрудничество и считает обвинения политически мотивированными.

Аргументы адвокатов 

Адвокаты Жданок указывают, что до 2024 года она обладала иммунитетом как депутат Европейского парламента, что защищало ее политическую деятельность. Они считают, что предъявленные обвинения — это попытка расправы после окончания депутатских полномочий. Юридические представители настаивают на объективной и независимой оценке судебного процесса, а также подчеркивают право Жданок защищаться от попыток политически мотивированного преследования.

Дело по-прежнему находится на стадии расследования, и решение бельгийского суда относительно изъятых во время обыска материалов будет важным для дальнейшего хода дела. Руководитель VDD Нормунд Межвиец ранее отметил, что нахождение Татьяны Жданок за пределами Латвии замедляет расследование, а судебный процесс в Бельгии может занять продолжительное время, что может повлиять на исход дела.

Что известно о финансировании?

Начиная как минимум с 2004 года, Татьяна Жданок запрашивала средства на свои мероприятия у Федеральной службы безопасности России и связанных с ней организаций, которые также получали финансирование из Москвы, говорят результаты расследования. Однако Жданок отрицает сотрудничество с российской разведкой и утверждает, что ее общение с этими лицами носило идеологический, а не финансовый характер. Представитель латвийской Службы государственной безопасности отметил, что в качестве депутата Европейского парламента у Жданок и так было достаточно финансовых средств.

Дополнительно известно, что Фонд российской дипломатии "в поддержку соотечественников" в Латвии также финансировал формирование публичного образа Татьяны Жданок в Латвии и другие проекты, что свидетельствует о более широком иностранном участии в ее деятельности. Однако конкретные источники и суммы, поступившие лично Жданок, официально не обнародованы.

Служба государственной безопасности продолжает оценку этой информации в рамках уголовного процесса, и точные финансовые данные о потоках средств по-прежнему не являются публичными.

Что касается финансирования политических партий, в 2009 году партия Русский союз Латвии официально получила пожертвования на сумму более 165 тысяч латов (примерно 235 тысяч евро) за первые пять месяцев года. Однако тогда предполагалось, что партия могла дополнительно получать и косвенную поддержку из-за рубежа, что не допускается законом.

Кроме того, связанная с Жданок Латвийская правозащитная комиссия в 2024 году получила 94 423 евро от российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников.

Как депутат Европейского парламента Татьяна Жданок получала ежемесячную брутто-зарплату около 10 075 евро, что после вычета налогов и социальных взносов составляет примерно 7 854 евро "на руки". Помимо этого, депутаты получают ежемесячную надбавку около 4 950 евро на общие расходы — например, на содержание офиса, телефон и прочее. Также им доступно финансирование на оплату помощников, которое может достигать 29 тысяч евро в месяц.

Жданок была депутатом Европарламента с 2004 года, и с учетом длительности ее работы, ее совокупный доход от зарплат и надбавок мог превысить несколько сотен тысяч евро.

После ухода из Европарламента Татьяна Жданок может получать либо выходное пособие по окончании полномочий, либо пенсию. Однако обе выплаты одновременно недопустимы — необходимо выбрать одну. Если она выберет выходное пособие, его сумма составит около 201 503 евро брутто (10 075 евро брутто в месяц за 20 месяцев). Если же она предпочтет пенсию, то ее размер составит примерно 7 052 евро брутто в месяц (70% от депутатской зарплаты) пожизненно. Пока неизвестно, какой из двух вариантов — выходное пособие или пенсию — Жданок выбрала.