5% - это много или мало? Какую часть ВВП Латвия готова тратить на военные нужды?
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото.
В Латвии

5% - это много или мало? Какую часть ВВП Латвия готова тратить на военные нужды?

LSM+

Дональд Трамп считает, что страны НАТО должны тратить по 5% от ВВП на оборону. а ведь начиналось все со "скромных" 2%. Что это значит для Латвии, рассказала глава Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбук.

«В первую очередь, что это за такая магическая цифра - 3% или 5% от валового продукта? Дело в том, что это нужно, чтобы сравнивать расходы на оборону разных стран - Германии или Франции или Латвии. Много ли мы тратим или мало? Естественно, то, что может позволить себе Германия в абсолютном выражении или Франция, Латвия ну никак не может себе позволить. Чтобы сопоставить эти цифры, вводится такой показатель — процент от валового продукта», — объясняет И. Штейнбук.

Она напомнила, что в 2025 году расходы на оборону в Латвии должны составить 3.45% от валового продукта. В абсолютном выражении это 1,53 млрд евро. «Теперь посмотрим, чем чревато увеличение любых расходов. Это чревато тем, что может не хватить доходов, которые собираются государством от налогов, в виде каких-то других платежей. Тогда приходится занимать, увеличивать бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит тоже определяется в таких относительных величинах. В данный момент Министерство финансов прогнозирует, что дефицит составит 2.9% или почти 3% от валового продукта. В принципе, это потолок, потому что когда-то был заключен Маастрихтский договор для стран, которые являются членами Еврозоны, — там определен потолок допустимого бюджетного дефицита», — отмечает собеседник LSM+.

«Конечно, расходы на оборону в нынешней ситуации — это абсолютно необходимые расходы. Но сколько они должны составлять? Наверное, не полностью весь бюджет. (...) В любом случае больше трех процентов. Но, как я уже сказала, у нас на этот год планируется 3.5%. Предположим, это будет не 3.5%, а 4% - тогда в абсолютном выражении это будет не полтора миллиарда, а два миллиарда. Ну и соответственно может прирасти бюджетный дефицит. До 4%», — заключает Инна Штейнбук.