Перенос взносов в пенсионной системе может привести к необратимым последствиям - предупреждение SEB
фото: LETA
Арнолдс Чулкстенс.
В Латвии
12 сентября 2024 г., 19:41

Перенос взносов в пенсионной системе может привести к необратимым последствиям - предупреждение SEB

LETA / Otkrito.lv

Необдуманные действия с государственным социальным бюджетом, такие как перенос части взносов со второго уровня пенсионной системы на первый уровень, могут привести к необратимым последствиям уже в ближайшее десятилетие, заявил агентству LETA председатель правления страховой компании SEB Life and Pension Baltic SE Арнолдс Чулкстенс.

Он пояснил, что в контексте налоговой реформы предлагаемое снижение взносов во второй пенсионный уровень на одну шестую — с 6% до 5% — вызвало серьезную обеспокоенность в обществе по поводу устойчивости и надежности пенсионной системы. По его словам, пенсионная система Латвии, изначально построенная на устойчивых основах, теперь подвергается риску из-за краткосрочных решений.

Чулкстенс подчеркивает, что такие шаги могут нанести значительный долгосрочный ущерб, о чем, как обычно, недостаточно информируют общественность.

Он также отметил, что отсутствует четкое объяснение со стороны Министерства благосостояния, которое должно быть первой инстанцией для защиты прав граждан на надежную пенсионную систему и должно разъяснять реальное влияние таких решений на государственный пенсионный бюджет и возможности будущих пенсионеров получать адекватные пенсии.

Однако, вместо этого, Министерство финансов распространяет, по его словам, «общие мифы». Чулкстенс приводит в пример утверждения о том, что перенос взносов со второго пенсионного уровня на первый якобы улучшит пенсии граждан в будущем, поскольку доходность первого уровня выше доходности на финансовых рынках во втором уровне. Также говорится о том, что у второго уровня есть много проблем, и он не работает оптимально, а подобные меры не окажут негативного воздействия на государственный бюджет и призваны компенсировать сокращение доходов государственного и муниципальных бюджетов из-за налоговых изменений. Чулкстенс отмечает, что все три тезиса Министерства финансов не выдерживают критики, возможно, именно поэтому они не объясняются более подробно общественности.

Эксперт поясняет, что, во-первых, некорректно называть индексацию виртуального капитала первого пенсионного уровня доходностью, поскольку на первом уровне нет активов, которые могли бы генерировать доход. Это виртуальное обещание, зависящее от того, что политики не изменят нормативы и что экономическое развитие будет идти по запланированному сценарию.

Чулкстенс допускает, что утверждение Министерства финансов основано на исторических данных об индексации капитала первого пенсионного уровня, которые иногда показывают значительные индексационные суммы. В текущем году доходность взносов в первый уровень составила 0%, поскольку в 2024 году они будут индексированы с коэффициентом «1», то есть индексация не производится вовсе. Если сравнивать с индексацией пенсий действующих пенсионеров, то, согласно планам правительства, пенсии увеличатся на 6-10%.

Чулкстенс объясняет, что это подчеркивает факт, что индексация пенсий действующих пенсионеров всегда будет приоритетом, поскольку она напрямую связана с мнением избирателей в настоящее время. Если рассматривать ситуацию детальнее, то даже в те годы, когда проводится индексация виртуального капитала первого пенсионного уровня, она охватывает лишь часть капитала, а не весь. Также в прошлом можно наблюдать желание политиков изменять периоды индексации для краткосрочного улучшения бюджета.

Индексация, по сути, основана на росте социальных взносов и может показаться, что она не должна создавать долгосрочных последствий, поясняет Чулкстенс. Однако, перенаправляя около 140 миллионов евро (1% от 6% годовых взносов второго пенсионного уровня) в первый уровень, можно надеяться на частичную безопасность взносов, поддерживая обещания по выплате пенсий первого уровня в будущем. Тем не менее, эксперт подчеркивает, что здесь кроется главный риск, поскольку демографическая ситуация за последние 20-30 лет значительно отличается от прогнозируемой на ближайшие 10-20 лет, а расчеты индексации основываются на неизменной демографической ситуации.

По данным Министерства благосостояния, в следующем десятилетии значительно сократится доля трудоспособного населения по сравнению с количеством пенсионеров. На данный момент на одного человека старше 65 лет приходится около трех трудоспособных граждан, но через 10-12 лет эта пропорция снизится до двух к одному.

Это означает, что для выполнения пенсионных обязательств по первому уровню потребуется увеличить расходы социального бюджета примерно на треть, что составляет от 1,5 до 2 миллиардов евро в год, поясняет Чулкстенс. По его мнению, существует очень мало сценариев, при которых это может быть реализовано. Эксперт указывает, что по сути единственные способы выполнить пенсионные обещания — это значительно увеличить количество работающих, привлекая их из других стран, либо субсидировать социальный бюджет за счет значительных средств из основного бюджета. По его словам, меры по увеличению рождаемости уже не могут стать достаточным решением, так как их эффект проявится только через 20 лет.

Если бы пенсионная система работала так, как она была изначально разработана и смоделирована, такой ситуации не возникло бы, поскольку с достаточными взносами во второй уровень (как минимум 10%) этот эффект был бы значительно уменьшен, объясняет Чулкстенс. На данный момент видно, что в перспективе пяти-десяти лет придется принимать непопулярные меры — уменьшать пенсионные обещания по первому уровню или значительно увеличивать пенсионный возраст. Однако это произойдет только после следующих выборов. По мнению Чулкстенса, первые сигналы уже видны как в декларированном решении перенести взносы со второго пенсионного уровня на первый, так и в стремительном сокращении профицита социального бюджета с 12% в 2019 году до 5% в 2023 году.

Чулкстенс также отметил, что за последние 10 лет основные недостатки второго пенсионного уровня были устранены в сотрудничестве с законодателями и регуляторами. Разрешено инвестировать пенсионные средства в акции до 100%, молодые люди теперь переводятся в соответствующие возрасту планы, накопления второго уровня могут быть унаследованы, а с июля этого года у управляющих пенсионными фондами есть доступ к информации о своих клиентах. Это позволяет предоставлять клиентам консультации и информацию о рисках инвестиций, что имеет большое значение для накопления реального пенсионного капитала.

«Расходы на управление пенсионными фондами также самые низкие в странах Балтии и конкурентоспособны на европейском уровне. Мы увеличили инвестиции в Латвию, однако в этой области мы все еще не видим достаточной заинтересованности и поддержки со стороны государственных учреждений в приведении нормативных актов в порядок и в улучшении доступа к финансовым инструментам», — добавляет Чулкстенс.

Согласно данным manapensija.lv, доходность пенсионных планов второго уровня в Латвии за один год варьируется от 7% до 18% в зависимости от плана, и долгосрочная доходность также конкурентоспособна на финансовых рынках. Таким образом, по мнению Чулкстенса, нет оснований для серьезных претензий к отрасли. Эксперт отмечает, что объем активов второго пенсионного уровня превышает 8 миллиардов евро, а сокращение на 140 миллионов евро приведет к потенциальному сокращению доходов примерно на 50 тысяч евро в год.

Чулкстенс также выразил недоумение, каким образом перенос социальных взносов со второго пенсионного уровня на первый может достичь цели и улучшить доходы государственного и муниципальных бюджетов. Теоретически это можно сделать, передав средства из специального бюджета в основной бюджет или сократив дотации из основного бюджета в специальный бюджет. Однако ни одно из этих направлений не было объяснено подробнее. Если предположить, что перенаправленные 140 миллионов евро в год будут индексироваться каждый год в соответствии с ростом социальных взносов, который главным образом зависит от изменения заработной платы, то такая индексация виртуального капитала первого пенсионного уровня за 10 лет потребует около 160 миллионов евро (предполагая 2% изменения в год), что потребует дополнительно 1,4 миллиарда евро, которые должны быть компенсированы за счет увеличения взносов, объясняет Чулкстенс.

Если же эти средства были бы инвестированы на финансовых рынках, можно было бы ожидать прироста около 350 миллионов евро при доходности 4%. Таким образом, в перспективе данный шаг приведет к уменьшению на 160 миллионов евро в государственном бюджете по сравнению с потенциальной прибылью в 350 миллионов евро на втором пенсионном уровне, подчеркивает Чулкстенс.