"Русский закон" утвержден в третьем чтении. США пригрозили "Грузинской мечте" санкциями и разрывом партнерских отношений
«Грузинская мечта» не отказалась от планов принять «русский» закон об иноагентах, несмотря на состоявшуюся в субботу беспрецедентную в истории современной Грузии акцию протеста. Не намерены отступать и те, кто против закона. Ни президент, ни участники непрекращающейся акции не верят обещаниям правящей партии пойти на уступки после окончательного принятия закона. Возможно, на ситуацию повлияет посланник из США, который был направлен в Тбилиси после шокировавших Вашингтон заявлений грузинского премьера, обвинившего Америку в подготовке переворота. Но если дипломатия не сработает, Грузию может ждать серьезный разрыв с Западом: в Конгрессе уже грозятся обращаться с Иванишвили, как с Лукашенко.
Третье слушание
Обстановка в Тбилиси обострена до предела: сегодня парламентский комитет в третьем слушании принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния», и уже завтра, 14 мая, вынесет его на пленарное заседание для окончательного утверждения. Процедура в комитете прошла без обсуждения и заняла одну минуту. Чтобы члены комитета могли войти в здание и провести это заседание, полицейский спецназ с четырех утра оттеснял протестующих от входа в парламент; несколько демонстрантов были задержаны и избиты. Перманентный митинг, участники которого полны решимости не допустить принятия закона, начался перед зданием парламента Грузии прошлой ночью. В стране обсуждают акцию неповиновения, студенты ведущих вузов Тбилиси отказались посещать лекции и выходят на протест вместе с лекторами.
Еще один факт, чтобы понять уровень самоорганизации: в сети есть список, в котором около 50 расположенных в центре кафе и офисов организаций, предложивших участникам акции приходить к ним, чтобы отдохнуть и перекусить; естественно, бесплатно.
Накануне премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что власти ожидают провокаций и жестко накажут протестующих, если с их стороны будет проявлена агрессия. Выступившая через полчаса после премьера президент Грузии Саломе Зурабишвили сказала, что если кто-то и планирует провокации, то это правительство, и предупредила, чтобы власти «не смели прибегать к репрессиям и насилию».
Президент также считает, что власти «показали растерянность», а это значит, что «у них нет стратегии, чтобы противопоставить такому количеству народа». Премьер выступал со специальным брифингом на следующий день после акции, масштаб которой в правительстве оценили в 20 тысяч, а международные наблюдатели — до 200 тысяч граждан. Видимо, правы были всё-таки последние, так как премьер Кобахидзе сообщил, что власти Грузии готовы обсудить (не внести) изменения в закон «О прозрачности иностранного влияния», но только после того, как он будет окончательно принят.
И в этом случае президент с символическими полномочиями может очень пригодится «Грузинской мечте». Дело в том, что Зурабишвили пообещала наложить на закон вето. Согласно процедуре вето, президент должна вернуть закон в парламент с «мотивированными предложениями». Это дает еще две недели для обсуждения. Кобахидзе считает, что на этом этапе — самое время проконсультироваться с ЕС и ОБСЕ. «Мы готовы отразить аргументированные юридические предложения в законе», — сказал премьер.
Он не стал уточнять, на какие именно уступки может пойти власть. Но заметил, что принципиальной является только подача декларации о доходах, а что касается процедур, связанных с министерством юстиции, то это «технический вопрос». Между тем именно этот аспект беспокоит неправительственные организации: в Минюсте планируется создать реестр агентов, то есть «проводников интересов иностранных сил». Также Минюст, согласно законопроекту, может начать процедуру тщательной проверки организации, со вскрытием переписки и личных данных, причем сделать это на основании любого обращения, даже анонимного. «С чего они вдруг вспомнили о президентском вето?» — возмутилась президент, комментируя предложение правительства.
Она считает, что обещание что-то обсуждать после утверждения закона призвано «запутать народ». Однако от вето Зурабишвили не откажется, хотя и не намерена расписывать предложения по «улучшению» закона. «Я не позволю собой манипулировать, — сказала она,обращаясь к властям. — Этот закон — русский, и вы вместе с ним — тоже».
О том, что правительство Грузии скатывается к авторитаризму и намерено использовать для этого российские методы контроля за гражданским обществом, часто упоминалось в европейских и американских СМИ. Западные политики обратились со словами поддержки к грузинскому народу, а не к правительству.
Например, советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан после митинга 11 мая в Тбилиси написал в соцсети X: «Грузинский народ высказывает свою точку зрения. Не обращая внимания на тактику запугивания, десятки тысяч мирных протестующих вышли сегодня под дождем в Тбилиси, чтобы потребовать от «Грузинской мечты» отозвать закон».
Глава МИД Великобритании Дэвид Кэмерон говорил о российском законодательстве, которое может быть использовано в Грузии, в интервью Sky News. «Мы решительно поддерживаем грузинский народ. Мы очень четко сказали, что это действие неправильное. Фактически многие страны мира повторяют это: пытаясь заблокировать любое гражданское пространство, они проводят кампании против любой иностранной НПО, любой благотворительной организации, любой организации, которую они не могут контролировать. Это проблема во всём мире, в странах оси авторитарных режимов».
На волоске
Разговоры о том, что в Грузии планируется цветная революция на деньги, которые американские фонды перечисляют грузинским неправительственным организациям, с недавних пор стали обязательной программой официальных выступлений лидеров «Грузинской мечты». Именно это, согласно официальной версии, заставило правящую партию месяц назад повторно инициировать закон для выявления «агентов».
А в первых числах мая обострился назревающий кризис в грузино-американских отношениях: посол США в Грузии Робин Данниган сообщила, что члены правительства Грузии отказались прибыть в Вашингтон с визитом, где с ними планировали обсудить «стратегическое партнерство и вопросы, касающиеся американской помощи Грузии».
МИД Грузии без тени смущения не только подтвердил это сообщение, но и дал пояснения: в США приглашали премьер-министра Ираклия Кобахидзе, но тот отказался, так как условием визита назвали как минимум временный отзыв спорного законопроекта. «Проведение визита с оговорками не соответствует духу партнерства, которое должно быть основано на взаимном уважении и взаимном доверии», — обиделись в МИД Грузии.
Оставшемуся в Тбилиси Кобахидзе в тот же вечер позвонил советник Госдепартамента США Дерек Шолле. Он подчеркнул озабоченность США траекторией развития Грузии и сказал, что это «ставит евроатлантическое будущее Грузии под угрозу». «Грузия находится в переломном моменте. После многих лет партнерства мы сожалеем, что евроатлантические устремления Грузии теперь висят на волоске. Еще есть возможность вернуться на путь, которого желает и заслуживает грузинский народ», — пишет Шолле в соцсети Х.
Бесстрашный премьер
Кобахидзе в долгу перед Госдепом не остался. Как оказалось, он и сам признает кризис в отношениях с США: «На этом фоне необходимы особые усилия по восстановлению отношений, что невозможно без справедливого и честного подхода».
Претензий к «честности» американских партнеров у«Мечты» накопилось немало. Кобахидзе начал с того, что поведал Шолле о «революционных сценариях» в Грузии, поддержанных экс-послом США. Коварный план, согласно версии премьера, состоял в том, чтобы не только сменить правительство, но и создать в Грузии «второй фронт», то есть сделать из Грузии вторую Украину (еще одна навязчивая идея из репертуара «Мечты»). «Я поговорил с Дереком Шолле и выразил свое искреннее разочарование в связи с двумя революционными попытками в 2020–2023 годах, которые были поддержаны бывшим послом США и НПО, финансируемыми из-за рубежа», — написал Кобахидзе в соцсети X.
Обвинив Келли Дэгнан, предшественницу нынешнего посла США, в том, что она в течение трех лет пыталась свергнуть власть в Грузии, Кобахидзе тут же перешел на «официальных лиц Госдепартамента США».
Их попытки объяснить, что грузинский закон об иноагентах совсем не похож на американский закон FARA, Кобахидзе расценил как «неверные заявления». Лаконично одернув Госдеп, Кобахидзе продолжил красочно критиковать бывшего посла. «Это напоминает нам о подобных ложных стандартах, которые использовала бывший посол США и которые служили пропаганде насилия и поддержке революционных процессов со стороны субъектов, работающих с иностранным финансированием».
Тут нелишним будет отметить, что все обвинения в подготовке «переворотов» за 12 лет пребывания «Мечты» у власти остались на уровне политических обвинений, обычно накануне выборов, и нераскрытых уголовных дел.
Недавно премьер также обещал, что власти не откажутся от принятия закона, несмотря на критику американских и европейских политиков, так как вся эта критика — «неаргументированная». В этом случае Кобахидзе пришлось поставить на место еще двух западных чиновников: генсека НАТО и канцлера Германии. «Ни в одном из этих заявлений не было ни одного аргумента. Повторяю, ни одного аргумента. Вы видели эти заявления, например Столтенберга, Шольца, конкретного дипломата, работающего в Грузии? В таких условиях соответствующие заявления не станут основанием для пересмотра нашего решения», — сказал Кобахидзе.
Несмотря на то, что Запад так и не удосужился представить грузинскому премьеру удовлетворяющие его запросы аргументы, Кобахидзе уверен, что закон об иноагентах только приблизит Грузию к ЕС.
Кстати, чтобы было понятнее, свой ответ Шолле Кобахидзе опубликовал в соцсети X, на английском языке, и даже язвительно бросил переживающим за грузинскую демократию американцам: «Я не выразил господину Шолле своей обеспокоенности по поводу жестокого разгона студенческого протестного митинга в Нью-Йорке».
Кобахидзе стал премьером в начале года после неожиданной отставки своего предшественника. На пост главы правительства его представил основатель и почетный председатель «Мечты» миллиардер Бидзина Иванишвили.
Интересно, что до прихода в правящую партию в 2015 году Кобахидзе был скромным лектором юридического факультета. Также в его бэкграунде работа в Программе развития ООН, проектах USAID и даже в Фонде Сороса «Открытое общество». Эти организации — самые настоящие «агенты», согласно новым критериям «Мечты».
Ближе к Лукашенко, чем к Орбану
Журналисты в Грузии уже сбились со счета, сколько раз закон об иноагентах упоминался на брифингах в Госдепе США.
На прошлой неделе пресс-спикер Госдепартамента Мэтью Миллер снова заявил, что США продолжат оказывать давление по этому вопросу, но окончательное решение по спорному закону должны принять сами власти Грузии.
Пресс-спикер при этом не стал отвечать на вопрос, готовят ли в США финансовые санкции в отношении Бидзины Иванишвили и грузинских депутатов, поддерживающих спорный законопроект. Между тем десятки тысяч участников акций протеста в Тбилиси очень интересуются, будут ли против Иванишвили назначены санкции. Привлечение внимания международной общественности — одна из целей масштабных протестов в Грузии.
Дипломат Дэниел Фрид (бывший заместитель госсекретаря США, эксперт «Атлантического совета») считает, что почва для санкций в Вашингтоне уже готова. «Поведение правительства Грузии — прямая отсылка к путинскому и авторитарному учебнику. Мы уже видели такое в прошлом, и эта эскалация вызвала удивление у многих на Западе, в том числе в администрации Байдена, которая верила, что в грузино-американских отношениях наступит улучшение. Видно, что политика «Грузинской мечты» ведет Грузию к авторитарному режиму в будущем, и из-за этого власти жертвуют фундаментом своих отношений с Америкой.
Риторика «Грузинской мечты» демонстрирует отсутствие интереса к этим отношениям; более того, она является враждебной и конфронтационной, что для меня непонятно.
Грузинские власти как будто поставили задачу изолировать Грузию и увеличить ее зависимость от России и Китая. Но я не думаю, что грузинский народ отнесется к этому лояльно. В администрации Байдена всё еще верят, что грузинское правительство отступит. У меня таких ожиданий нет, но я понимаю логику администрации — дать «Грузинской мечте» все шансы, чтобы вернуться, а если они продолжат идти по пути к автократии, то будут ответственны за последствия, и судить об этом будет грузинский народ», — сказал Фридман в интервью телекомпании Formula.
Ян Келли, бывший посол США в Грузии, подтвердил, что заявления премьера Кобахидзе шокировали американский истеблишмент.
«Заявления премьер-министра вызвали шок. Озвученные им обвинения в адрес США являются чем-то таким, что сказал бы Лукашенко. Даже сам Виктор Орбан не сказал бы такого. Эти ужасные заявления озвучивает премьер, глава правительства, а не какой-то парламентарий.
Как видно, поведение «Грузинской мечты» хорошо продумано и служит принижению любого сотрудничества с США. У меня есть ощущение, что Госдепартамент предпримет ответные шаги, когда парламент окончательно примет закон», — сказал Ян Келли в эфире Formula.
Рамаз Николаишвили, депутат парламента Грузии от самой крупной оппозиционной партии «Единое национальное движение», на фоне скандала побывал в Вашингтоне в составе официальной делегации парламента.
Он рассказал, что на всех аудиенциях «русский закон» был главной темой для обсуждения. Американцы прямо говорили, что от судьбы этой инициативы зависит, как будет продолжаться стратегическое сотрудничество Грузии с США.
Николаишвили подтвердил, что в США «идет разговор о прекращении финансирования Грузии по многим направлениям». «Мы встретились с руководителем USAID (Государственное агентство США по международному развитию). Директор принес много проектов и сказал, что мы должны были обсуждать их, однако пока в Грузии не определятся с решением по этому закону, у них не будет возможности финансировать текущие или говорить о новых проектах.
Также прошла встреча в Пентагоне, где мы встречались с заместителем министра. Было сказано, что пока мы тут обсуждаем помощь и совместные учения, вы пытаетесь принять антидемократический закон, после чего не будет никакого разговора о евроинтеграции».
Встречались грузинские парламентарии и с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймсом О'Брайеном. «Когда он говорил, чувствовалось, что они там лучше многих в Грузии информированы о том, что здесь происходит. О'Брайен обратился к депутатам правящей партии и сказал: «Вы превысили свои возможности, поэтому задумайтесь. Надеюсь, вы понимаете, что делаете. Потому что за этим последуют соответствующие решения со стороны Запада».
Прямо было сказано, что в Конгрессе рассматривается вопрос о санкциях. Был разговор о том, что закон можно усовершенствовать, но однозначно, что процесс утверждения должен быть немедленно остановлен, а участвующая в протестах молодежь должна вернуться к учебе. В США представляют, как будут развиваться события, если закон всё же примут: тогда протесты в Тбилиси усилятся, а такое огромное количество людей на улицах — огромный риск».
Если правительство скажет: «Мы не хотим вступать в ЕС»
Джеймс О'Брайен подробно, насколько позволяет статус помощника Госсекретаря, сам объяснил ситуацию в интервью грузинской службе «Голоса Америки».
«Грузия не получила бы статус кандидата [в ноябре 2023 года], если бы партия власти заранее объявила, что собирается принять «русский закон». Если это произойдет, ситуация станет для нас ясной. И если правительство скажет: «Мы не хотим вступать в ЕС, мы хотим чего-то другого», — тогда у нас будет совсем другой разговор о том, что мы будем делать дальше.
На что мы надеемся и что хотим увидеть — что они начнут говорить с нами о том, как привести этот закон в соответствие с европейскими стандартами, — заявил О’Брайен. — Власти Грузии создают проблемы для НПО, которые пытаются делать то, что также в интересах правительства, например, осуществлять мониторинг и поддерживать проведение свободных и справедливых выборов». По его словам, «Еще есть время поработать вместе над законопроектом «Мечты». Сделать то, чего хотят грузинский народ и правительство. Если этого не произойдет, мы оценим ситуацию. Мы всё еще находимся на той стадии, когда мы можем работать вместе».
Переговорщик из Вашингтона
Джеймс О’Брайен посещает Грузию как раз в эти дни. Он проведет встречи с премьер-министром и спикером парламента во вторник,14 мая, в день утверждения закона. Эта новость явно стала сюрпризом для властей Грузии: «Ничего не могу сказать о тематике встречи. Вероятно, это связано с законопроектом, остальное не знаю», — сказал Кобахидзе журналистам.
Он также ответил на вопрос, связан ли визит высокопоставленного американского чиновника с санкциями. До октября 2023 года О’Брайен занимал должность координатора санкционной политики Госдепартамента и в этом статусе посещал Грузию в прошлом году. «Я не думаю… Не знаю, такое действительно не соответствует партнерским отношениям, однако вообще санкции — это не то, что может быть использовано для шантажа против властей и народа. Де-факто санкции против основателя нашей партии (миллиардера Бидзины Иванишвили. — Прим. авт.) уже действуют, однако на шаги с его стороны никакого влияния эти санкции не оказали: он занимал принципиальную позицию каждый раз, когда это было связано с интересами страны»,– ответил Кобахидзе.
Черная метка из Конгресса
Еще до того, как в Тбилиси прибыл О’Брайен, премьер-министру Грузии написали письмо 29 конгрессменов. В обращении прямо сказано, что утверждение закона об иноагентах вызовет фундаментальный пересмотр отношений с Грузией. Среди подписавших письмо — глава комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса Майкл Маккол и двое старших членов подкомитета по европейским делам: Томас Кин и Уильям Китинг.
Авторы письма напомнили о том, что в ответ на авторитаризм Лукашенко в США приняли Акт о демократии в Беларуси и обещают принять аналогичные шаги в ответ на действия, направленные против евроатлантического будущего Грузии.
Это прямое указание на перспективу визовых и финансовых санкций в отношении конкретных членов правительства Грузии: в случае Беларуси США ввели санкции против около 150 высокопоставленных чиновников, прекратили финансирование программ помощи, за исключением гуманитарных, запретили правительственным организациям предоставлять Беларуси ссуды и инвестиции, заморозили активы и запретили деловые связи с белорусскими предприятиями.
29 апреля бывший премьер-министр и нынешний почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заявил в своем выступлении, что «накажет» оппозицию за предполагаемые преступления, совершенные во время пребывания у власти и в оппозиции. Г-н Иванишвили также отметил, что Соединенные Штаты и наши партнеры в Европе пытались подорвать суверенитет Грузии, хотя мы решительно поддерживали суверенитет вашей страны с момента вашей независимости, в том числе спустя 16 лет после того, как Россия напрямую вторглась и оккупировала ваши территории. Мы осуждаем эти оскорбительные и жестокие высказывания господина Иванишвили. Обеспокоенность только усилилась реакцией вашего правительства на мирные протесты против законопроекта. Мы знаем, что десятки протестующих, в том числе граждане США, были похищены на улице и избиты полицией. На прошлой неделе были избиты председатель оппозиционной партии и член парламента. Интересно, что российский пропагандист Дугин утверждает, что «Грузия находится на правильном пути», а министр иностранных дел России Сергей Лавров поддержал законопроект. Ваши действия были встречены осуждением со стороны ближайших партнеров вашей страны и похвалой со стороны страны, оккупирующей 20% территории вашей страны, — это должно быть четким индикатором того, что вы ведете Грузию по неверному пути».