Скандал в среде интеллигенции: Херманис назвал признанного латышского классика "коллаборантом"
Спор возник вокруг мурала, ранее украшавшего стену Нового Рижского театра (JRT). Художественный руководитель театра Алвис Херманис написал в социальной сети Facebook, что принял решение не восстанавливать изображение культового латышского театрального режиссера Эдуарда Смильгиса на стене отреставрированного здания.
Свое решение Алвис Херманис объясняет тем, что умерший в 1966 году руководитель театра Dailes Эдуард Смильгис ко всему прочему был "лауреатом Сталинской премии и усердным коллаборантом", поэтому в сегодняшней геополитической ситуации размещение его фотографии на стене JRT недопустимо.
"Путинская Россия создала контекст, в котором все теперь выглядит иначе. Ведь тогда, во времена Ельцина, такой угрозы не было и лицо Смильгиса мы разместили на стене дома, потому что один конкретный шведский банк собирался нас оттуда выгнать и перенять здание нашего театра. Использовали это как "защиту" - мол, смотрите, это культурно-исторический объект.
Теперь другая ситуация. Если мы осуждаем и не пускаем в Латвию русских артистов (например, Машкова, Михалкова и т.п.), которые поддерживают Путина, то не совсем понятно, почему мы одобряем своих, которые в свое время действовали идентично", - написал Алвис Херманис.
В комментариях мнения разделились, многие поддержали мнение Херманиса, но была и критика:
"Я бы, наверное, согласился, хотя вопрос о коллаборантах среди творческих людей тяжелый. Тогда и Паулс, и Вациетис, и Credo были бы запрещены. Но то, что эту идею предложил Херманис, мне кажется, вне всякой критики. Режиссер, поставивший в России после 2014 года спектакли, на который приходила властная элита".
"Херманис, никто и никогда никуда не поместит твою фотографию, потому что ты не будешь таким великим, как Смильгис".
"Основателем театра Dailes был, есть и останется Смильгис. И какой бы ни была оккупация СССР, театр Dailes был воплощением произведений латвийских драматургов на сцене. Мы стояли по ночам в очередях за билетами и понимали, что хотят сказать нам актеры во время спектаклей, не говоря этого напрямую. Почему мы пытаемся стереть из истории все хорошее? Давайте будем терпимы к людям, которые пытались пролить свет в те темные времена коммунистической пропаганды".
Кстати, ту самую Сталинскую премию второй степени (1947) Смильгис получил не за какой-то прокоммунистический спектакль, а за постановку спектакля по символической пьесе Райниса "Огонь и ночь".