Хорошие новости - инфляция отступает. Плохие - прогнозы на будущее ухудшились
фото: Shutterstock
Цены в сравнении с предыдущим годом значительно выше, однако зарегистрированное повышение в марте существенно замедлилось.
В Латвии

Хорошие новости - инфляция отступает. Плохие - прогнозы на будущее ухудшились

Rus.jauns.lv

Хорошие новости - инфляция отступает. Не слишком хорошие новости - хотя экономика была устойчивее, чем ожидалось, прогнозы на будущее ухудшились. Повышение процентных ставок центральными банками не пройдет без последствий для глобальной экономики. Латвийская экономика больше всего ощутит это в плане экспорта, который из движущей силы экономики в ближайшее время скорее станет слабым местом. Внутренний валовой продукт в этом году вырастет на слабые 0,6%, а в следующем - на 2,1%. Инфляция в 2023 году в среднем составит 9,5%, приблизившись в конце года к отметке всего в 3%, сообщает Лива Зоргенфрейя, главный экономист Swedbank в Латвии.

Инфляция отступает, но ставки будут расти, и экономика пострадает

Мировая экономика пока что с честью справлялась с кризисом дороговизны жизни и растущими процентными ставками. Такая прочность экономики даже дала повод улучшить прогнозы роста на этот год - и по Европе, и по США. К тому же во всем мире заметно, что инфляция отступает, и это может побудить подумать, что вот-вот, совсем рядом уменьшение процентных ставок. Но не будем радоваться раньше времени. Если цены в неустойчивом секторе энергоресурсов даже падают, то тенденции, например, цен на услуги не позволяют центральным банкам, особенно в Европе, делать послабления. Цель политики центральных банков - удержать стабильно низкую инфляцию в долгосрочной перспективе, а это возможно лишь в том случае, когда стабильно низкий рост цен наблюдается именно в таких не слишком неустойчивых компонентах инфляции, как услуги. В свою очередь, в нынешних обстоятельствах ясно, что этого можно добиться, только приглушая спрос и соответственно - поднимая ставки, пока это существенно не ограничит развитие экономики. Поэтому мы прогнозируем, что ставки еще будут расти - ставка по депозитам овернайт ЕЦБ вырастет с нынешних 3% до 3,75%. Соответственно в аналогичном размере будет расти и важная для предпринимателей ставка EURIBOR. Лишь в следующем году намного более здоровая инфляция и слабые темпы экономического роста позволят центральным банкам начать уменьшение процентных ставок.

Потрясшие мировой банковский сектор мартовские события часто характеризуются как появление "первых трещин" в стене экономики. Правда, кажется, сейчас волнение утихло, однако последствия как раскачивания мирового банковского сектора, так и прямого влияния повышения процентных ставок на предприятия и жителей мы еще увидим. Негативное влияние на экономику мы начинаем замечать через канал кредитования - условия кредитования в Европе и США становятся строже, кредиты становятся менее доступными и более дорогими. Высокие процентные ставки и опустошенные накопления населения в комбинации с ростом протекционизма и геополитическими вызовами для глобальной торговли привносят в наши прогнозы мрачные ноты. На 2024 год прогнозируется слабый рост и в США, и в Европе - соответственно в размере лишь 0,5% и 0,7%. К тому же риски того, что нынешний период повышения ставок увенчается не просто замедлением роста в мире, но даже спадом, весьма высоки.

Инфляция отступает, но снизятся ли цены?

Как и в мире, в Латвии инфляция резко уменьшается. Цены в сравнении с предыдущим годом значительно выше, однако зарегистрированное повышение в марте существенно замедлилось. Причины, с одной стороны, технического характера. В 2022 году уровень стремительно повышался, а чем период, с которым производится сравнение, имеет более высокий уровень цен, тем темп прироста чисто математически меньше. Однако рост цен затормозил не только в "excel статистиков". В Латвии цены на импортируемую продукцию падают, поскольку давление со стороны мировых цен существенно уменьшилось - снизились цены на энергетическое сырье, цепочки поставок во многих местах вновь работают, как в докоронавирусные времена, глобальные цены на продовольственное сырье уже в течение какого-то времени отступили от пика. Это благодатный фон, чтобы ожидать спада цен и в секторе латвийских потребительских цен.

В последние месяцы спад цен заметен, например, на молоко и сливочное масло. Но самыми наглядными примерами, где мы уже заметили снижение цен, являются топливо, электричество, газ, отопление - и вопрос, увидим ли мы в ближайшие месяцы существенное снижение цен здесь. Мы прогнозируем, что цены на коммунальные услуги следующей зимой будут для кошельков намного более дружественными, чем в прошлом году. Однако к довоенному уровню мы не вернемся. К тому же отличие не будет столь большим, как это показывает динамика цен рынка газа и электричества, поскольку от еще более существенного удорожания в прошлом году нас предохраняли меры государственной поддержки.

Правда, в основном кривая цен все же продолжает движение вверх, даже если это происходит не так резко, как раньше. Желание предприятий заработать также называется одной из причин высокой инфляции в Латвии. С учетом очень стабильной финансовой ситуации на предприятиях в прошлом году в подобных утверждениях наверняка есть большая доля правды - очевидно, что предприятия сумели перенести удорожание сырьевых ресурсов на потребителя. По опросам предпринимателей о продажных ценах мы видим, что они в ближайшие месяцы могут еще расти, однако доля тех предприятий, которые усматривают возможность цены поднимать, очень стремительно уменьшается.

Одна из сфер, где цены упрямо растут, - сектор услуг. В ценах на услуги с опозданием отображается и повышение расходов на энергию, и общее удорожание жизни. К тому же главным компонентом в этом секторе, конечно, являются зарплаты, которые и в этом, и в 2024 году будут расти стремительно - соответственно на 9% и 8%. Это означает, что если только мы не увидим широкого кризиса, вряд ли можно ожидать спада цен на услуги.

В среднем за год инфляция по-прежнему будет достигать высоких 9,5%, однако важнее то, что в течение года темп продолжит стремительно снижаться, придя к отметке примерно в 3% к концу года.

Потребление - неожиданная движущая сила экономики

Предприятия могут позволить себе поднимать цены, поскольку есть кому покупать. Устойчивость потребителя на самом деле весьма удивительная. Цены в течение последнего года росли значительно стремительнее, чем зарплаты - за свою зарплату мы больше не можем позволить себе купить столько же, сколько покупали раньше. Тратит ли потребитель накопления? На депозитах в банках с начала Covid-19 накоплен действительно внушительный объем средств, который продолжает расти, однако дьявол в деталях. У среднего клиента Swedbank в конце месяца на счете лежит около 350 EUR - очень далеко от желательной подушки безопасности, которая должна составлять от трех до шести месячных зарплат. Поскольку зарплаты начисляются в различные даты, важно и то, каков минимальный остаток счета в рамках месяца. Тут картина еще более мрачная - если расположить клиентов по минимальному остатку счета, оказывается, что у среднего клиента на счете в "предзарплатный день" находится лишь 100 EUR. Конечно, возможно, имеются накопления в других банках или в чулке, однако эти результаты не свидетельствуют о состоятельности латвийского потребителя.

Что же поддерживает спрос? Методом исключения - это зажиточные жители. Если смотреть на объем депозитов в Swedbank, примерно 80% общего объема депозитов принадлежит клиентам, у каждого из которых на счете более 10 000 EUR. По опросам Eurostat EU-SILC мы видим, что наиболее состоятельные 20% домохозяйств на одного члена домохозяйства тратят в три раза больше, чем наиболее бедные 20% домохозяйств. Это означает, что за непропорционально большую часть в общем потреблении отвечают зажиточные люди, которые и во время кризиса дороговизны жизни чувствуют себя в сравнительной безопасности и продолжают тратить. В то время как не столь состоятельные жители выбирают продукты подешевле, ограничивают расходы, у зажиточных есть и средства, и желание поднимать общее потребление экономики.

Резкого роста экономики мы не ожидаем

В прошлом году экономика была на 2,8% больше, чем в 2021 году. На плохом балтийском фоне это хороший результат, однако показатели роста больше были в начале года, в то время как с середины года развитие было весьма "плоским", и мы видели даже техническую рецессию - два квартала подряд, когда экономика сокращалась. На этот год мы прогнозируем рост ВВП в размере 0,6%, и этот прогноз улучшен лишь из-за успешно пережитой зимы. Рост в следующем году не обещает быть стремительным и составит лишь 2,1%.

Потребление будет поддерживать то, что инфляция во второй половине года существенно уменьшится, а зарплаты продолжат стремительно расти. Рынок труда останется сильным - безработица в среднем в этом году составит 6,8%, а в следующем сократится до 6,6%. Все это приводит нас к тому, что покупательная способность среднего потребителя улучшится.

Мы ожидаем, что, начиная со второй половины года, наконец-то будут расти темпы инвестиций из фондов ЕС. В то же время инвестиции в частный сектор будут сдерживаться высокими процентными ставками и неясностью в отношении будущего.

Более мрачной выглядит картина экспорта. Экспорт услуг наконец-то пришел в себя от последствий пандемии и показывает хорошие темпы роста. В свою очередь, экспорт товаров, который был в Латвии движущей силой роста с начала пандемии Covid-19, заметно устал. Предприниматели из сферы обрабатывающей промышленности сообщают, что объемы заказов находятся на низком уровне. Как уже упомянуто, и развитие экономики у наших торговых партнеров не ожидается стремительным. Это означает, что и впредь наибольшим препятствием, которое будет ограничивать развитие экспортеров, будет недостаточный спрос.

Сложная ситуация на рынках сбыта в комбинации с резким ростом зарплат заставляет беспокоиться по поводу проблем конкурентоспособности. К счастью, до сих пор они оставались лишь на уровне "опасений", и экспортные доли рынков были устойчивыми. Есть лишь одно лекарство, которое помогает устранить утерю конкурентоспособности, и это инвестиции. Предприятия в кризис дороговизны жизни пострадали мало - у многих накоплен финансовый резерв, который стоит пускать в дело.