Большой вопрос: как сделать госзакупки прозрачными?
Государственные закупки — процедура длительная и бюрократическая. Сделана она таковой намеренно и во избежание коррупции, однако то и дело приходится слышать о все новых скандалах: победители госзакупок оспариваются через суд, а иногда — попросту вызывают недоумение в обществе. Так как же сделать госзакупки прозрачными и исключить риски коррупции? С этим вопросом Jauns.lv обратился к лидерам мнений.
Так, предпринимателя Петериса Шмидре беспокоит сама схема, по которой организуются государственные закупки. Ученый Марцис Аузиньш удивлен "чрезмерной бюрократизацией" госакупок, в свою очередь писатель Юргис Лиепниекс не понимает, почему за эпопеями госзакупок не должным образом не следят СМИ.
Петерис Шмидре: "Это основной механизм коррупции"
"Вопрос в том, как сделать государственные закупки более справедливыми. Прозрачность — это только один из элементов. Принимая участие в конкурсе госзакупок, предпринимателю должно быть ясно, стоит ли в нем участвовать, или там все уже "оговорено"", — говорит предприниматель Петерис Шмидре.
Существующую систему госзакупок он называет "основным механизмом коррупции".
"Ознакомился с последними изменениями в законе, которые вступили в силу с 1 января. Там акцент делается на секретности, что мне совсем не понятно. Как публичная компания может держать в секрете, куда она вкладывает мои деньги?!", — недоумевает П.Шмидре.
По его мнению, чем меньше будет госзакупок — тем меньше будет и коррупции.
"В частном бизнесе ни один конкурс не складывается так, как в госсекторе – ни один предприниматель не потерпит таких цен и таких проблем, как в государственных закупках", — убежден бизнесмен.
Он отметил, что в настоящее время госзакупки проводятся по очень сомнительной схеме.
"Заказчик сам создает комиссию по закупкам, сам пишет положение о закупке, сам ищет претендента. При такой схеме, когда заказчик все делает сам, ничто не мешает ему написать "нужное" положение. Чтобы исключить такой риск, в комиссию должны быть приглашены не госчиновники, а представители общественности — например, профсоюзы, социальные партнеры, негосударственные организации, сфера деятельности которых напрямую связана с конкретной темой закупок. Тогда есть надежда, что что-то получится и это будет более-менее справедливо", — сказал Шмидре.
Юргис Лиепниекс: "Где вы, сторожевые псы?"
По словам писателя Юргиса Лиепниекса, коррупция в Латвии всегда была проблемой, однако до недавнего времени она была немного другой.
"Если раньше, например, строители клали себе в карман 10-15%, но школу, дорогу или спортзал тоже строили, то сейчас мы видим такие госзакупки, где только воруют деньги и не строят ничего. [...] Закупки в Латвии абсолютно прозрачны, исключение составляют, пожалуй, Министерство обороны, спецслужбы и им подобные учреждения. Но в целом все закупки и связанная с ними документация — они публичны", — отмечает Лиепниекис.
Проблема, по его мнению, в другом.
"Во-первых, это неинтересно СМИ (особенно общественным). Во-вторых, это требует определенной компетентности — нужно пониманть, что в документах написано. Ведь знаменитую теперь закупку Минобороны на 220 млн евро раскрыл журнал Forbes. Все документы были доступны. И здесь можно кинуть огромный камень в медиа-огород — где вы, сторожевые псы?", — задался вопросом публицист.
Марцис Аузиньш: "Забюрократизировали до бессмысленности"
Ректору Латвийского университета Марцису Аузиньшу в силу своей академически-исследовательской деятельности приходится сталкиваться с закупками регулярно. С годами ученый пришел к выводу, что латвийская система госзакупок усложнена до бессмысленности.
Аузиньшу есть с чем сравнить: он работал как в проектах с финансированием НАТО, так и в американских проектах.
"Разница в отношении к закупкам там и здесь — это день и ночь. Объявляя госзакупки, мы исходим презумпции нечестности участников конкурса. Я не говорю, что никто никогда не исходит из алчных интересов. Но хочу со всей наивностью и идеализмом сказать, что люди, участвующие в таких закупках — это честные люди, которые хотят добросовестно выполнять свою задачу", — говорит профессор.
Поэтому ректор выступает за отмену различных бюрократических и административных барьеров.
"Конечно, процедура закупок важна и без нее не обойтись, но результат должен преобладать над процедурой. Поэтому давайте сделаем все лучше и эффективнее. И, конечно же, параллельно процессу госзакупок должен вестись весь необходимый мониторинг и контроль. И если обнаружится что-то нечестное, пусть виновник получит по полной программе. Как говорится – пусть мало не покажется", — сказал Аузиньш.