Глава Olainfarm: фармацевтическая индустрия развивается даже в условиях недостаточной господдержки
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
В Латвии

Глава Olainfarm: фармацевтическая индустрия развивается даже в условиях недостаточной господдержки

Rus.jauns.lv

Не секрет, что уже несколько месяцев ощущается острая нехватка лекарств как на полках аптек, так и в больницах. Почему так происходит? Хотя латвийской фармацевтической отрасли есть что предложить - отличную научную базу, ценные традиции, действительно качественную и конкурентоспособную продукцию, - 95% фармацевтического рынка составляет импортная продукция. Мировые проблемы, связанные с логистическими цепочками и доступностью сырья, напрямую влияют на иностранных производителей и, что неизбежно, на население Латвии. Чтобы критически необходимые для качества жизни и жизни как таковой медикаменты были доступны как в мирное время, так и в час Х, необходима лучшая синергия между медицинской средой и обществом, образованием, наукой и производителями, считает Юрис Бундулис, председатель правления AS Olainfarm.

Выбор местного препарата приносит пользу здоровью жителей и страны

Если рассматривать фармацевтическую отрасль в целом, Латвии действительно есть чем гордиться. Мы единственная страна в Балтии, где создана такая сильная и конкурентоспособная фармацевтическая индустрия. Однако, по сравнению с предприятиями аналогичного уровня и структуры в странах Европы, где доля рынка местных производителей составляет более 40% всего ассортимента лекарств, в Латвии их всего около 5%. Конечно, болезни во всех европейских странах примерно одинаковы, лекарства тоже схожи, и неудивительно, что для лечения любого недуга в аптеке доступен широкий выбор препаратов. Однако, как и во всех отраслях, в фармацевтике более ценно было бы поддерживать местных производителей, которые внесли бы значительный вклад в национальную экономику. Так почему же мы все еще смотрим в сторону зарубежных медикаментов? Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с исторически укоренившимся убеждением, что иностранное лучше местного, что до сих пор можно наблюдать в некоторых сферах. А именно: уникальная для Балтии фармацевтическая промышленность Латвии была создана в советские годы, когда существовал дефицит лекарств, произведенных на Западе, и создавалось впечатление, что эти препараты и есть самые лучшие, потому что их хотели все. Сейчас местное предложение гораздо шире, да и по показателям безопасности, качества и эффективности произведенные в Латвии лекарства не уступают аналогам из западных стран. Врачи и жители, выбирая местные препараты, принесли бы пользу здоровью как жителей, так и страны. Более того, с увеличением доли местных лекарств у фармацевтической индустрии появится потенциал стать одной из движущих сил латвийской экономики. Расширение рынка местных лекарств является также вопросом национальной безопасности, чтобы в час Х, если цепочки поставок прервутся, население не осталось без жизненно необходимых медикаментов. Стабильность системы здравоохранения в условиях кризиса будет зависеть не только от произведенных в Латвии лекарств и гибкости местных производителей, способных обеспечить «государственный заказ», но и от стратегических запасов медикаментов. Эту систему в Латвии еще необходимо создавать – при конструктивном сотрудничестве государства  с латвийскими частными фармацевтическими предприятиями.

Научная база отличная, но необходимо способствовать сотрудничеству

Если смотреть глобально, преимущество Латвии – превосходная наука. У нас есть Институт органического синтеза, Латвийский центр биомедицинских исследований, Рижский университет им. Страдиня, ЛУ, РТУ, высококачественная научная база с богатыми традициями. Латвийские фармацевтические предприятия постоянно работают над расширением портфеля своей продукции, непрерывно изучая тенденции и потребности в будущих медикаментах. Также ведется деятельность по разработке оригинальных лекарственных препаратов, что является высшим уровнем в фармацевтике. Правда, на данный момент недостаточно финансовых возможностей для создания оригинальных препаратов, потому что это обширные и дорогостоящие исследования, но мы можем развивать идеи, искать партнеров по сотрудничеству и вместе доводить задуманное до результата. Фармацевтика – это отрасль с огромной добавленной стоимостью, что также подтверждается различными показателями Министерства экономики. И мы можем гордиться тем, что такая отрасль в Латвии развивается даже в условиях недостаточной государственной поддержки.

При этом круг специалистов ограничен, потому что производителей лекарств много и спрос соответственно высок. Переманивание специалистов у конкурентов — не лучшее решение, потому что если на мгновение выиграет один, остальные проиграют, и рано или поздно в отрасли начнутся проблемы. Бывают случаи, когда ведущие компании интенсивно перекупают специалистов друг у друга, но это не лучший путь развития. Поэтому важно самим обучать  специалистов определенного уровня. Например, Olainfarm решает эту проблему, предлагая места для практики, стипендии, сотрудничая с университетами, которые, в свою очередь, на определенных этапах помогают в разработке продуктов. Латышу всегда было трудно признать, что он сам чего-то не знает, и обратиться за помощью. Сильные партнеры по сотрудничеству — это то, что необходимо отрасли, ведь это дает возможность учиться и достигать лучших результатов. Способность переступить через свою гордость и привлекать партнеров, продвинувшихся дальше на определенных этапах разработок, дало бы возможность хотя бы частично компенсировать нехватку нишевых специалистов.

Чему кризис Covid-19 учит фармацевтическую отрасль

Фармацевтика и в Латвии, и во всем мире является одной из самых строго регламентированных сфер с очень высокими требованиями и бесконечными законами, правилами и регулами. Если бы лекарства, зарегистрированные 10 лет назад, сегодня должны были пройти перерегистрацию в Европе, это было бы невозможно без дополнительных исследований и доказательств. Однако и для новых игроков находится место на рынке, особенно если они могут предложить что-то нужное всем и конкурентоспособное.

Кризис Covid-19 показал, что условия могут меняться чрезвычайно быстро, поэтому ученые и производители должны уметь моментально реагировать, чтобы предлагать новые медикаменты очень большому количеству людей. И что еще более важно: необходимо терпеливо культивировать доверие медицинских специалистов и общественности. Многие ставили под сомнение надежность вакцин от Covid-19, поскольку они были разработаны в очень короткие сроки и регистрировались высокими темпами – казалось бы, без достаточной доказательной базы. С одной стороны, фармацевтическая отрасль столкнулась с огромным спросом, а с другой – с большим общественным недоверием. Это было логично и понятно, ведь нельзя обвинять людей в том, что они не доверяют тому, чего не знают.

Если пациент не находит ответов на свои вопросы у специалистов, он ищет их лично. Однако в наше время информации очень много, и те отзывы, которые пациент находит и выбирает сам, уже не зависят от специалистов в данной области. Недостаточное информирование общественности в период стремительного и драматичного выхода Covid-19 на международную арену и было самой большой ошибкой. Это урок: необходимо укреплять доверие не только между врачом и пациентом, но и между специалистами, чтобы вместе построить процветающую отрасль и расширять местный рынок, где многие отличные продукты могут найти свою нишу.