Не все семейные врачи готовы прививать от Covid-19: отчасти проблема - в цене
фото: Getty Images
В Латвии

Не все семейные врачи готовы прививать от Covid-19: отчасти проблема - в цене

Rus.lsm.lv

Семейных врачей следовало бы больше вовлекать в процесс «ковидной» вакцинации, но сейчас многих специалистов отпугивает сравнительно невысокая оплата при том, что этот процесс отнимает много сил и времени, заявил в передаче «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4 представитель отраслевой ассоциации Евгений Бондин.

«Долгосрочный план — 70% [привитого от Covid-19] взрослого населения к концу лета», —  обозначила цель представитель Бюро вакцинации Наталья Васильева.

Но, отметила она, достижение намеченного показателя зависит от двух основных факторов. Первый — от доступности самой вакцины. По словам представителя Бюро, BioNTech/Pfizer и Moderna обязательства по объему поставок выполняют достаточно аккуратно, а вот с AstraZeneca есть проблемы (из-за которых Евросоюз уже подал на британско-шведского производителя в суд).

«Второй фактор — желание людей вакцинироваться. Потому что если возьмем, например, Латгалию, то там желающих привиться, которые записались через Manavakcina.lv или у семейных врачей или по телефону 8989, не такой уж большой процент. Мы готовы привезти туда больше доз. Но, судя по запросам из практик семейных врачей, в этом регионе спрос на прививки заметно меньше, чем, скажем, в Курземе, где уже провакцинировано 16% населения», — сказала участница передачи.

Представитель же Латвийской ассоциации семейных врачей Евгений Бондин заметил, что как раз семейные врачи, которые постоянно общаются со своими пациентами и имеют на них определенное влияние, могли бы играть более важную роль во всем этом процессе. Потому что как раз они, зная каждого подопечного, могут определить, кому надо привиться быстрее, убедить сомневающихся и т. д.

«Но распределение вакцин происходит так, что в начале их развозят по большим вакцинационным центрам, а из остатков — семейным врачам», — заметил гость «Открытого вопроса».

Уколоть — это быстро

Другое дело, что не все его коллеги согласились присоединиться к этому процессу. Некоторые из-за отсутствия физической инфраструктуры — например, отдельного кабинета, где может 15 минут посидеть привитый. Или из-за того, что практика и без вакцинации переполнена. Но часть специалистов, вероятно, сопоставляют ожидаемые трудозатраты и доплаты от государства (12,60 евро за привитого пожилого пациента или хронического больного, 7,60 за остальных) и решают постоять в стороне.

«Из-за непонятных схем поставки, большой бумажной волокиты и постоянной бюрократической работы многие отказываются. А те, кто еще не решился, видят все это и не всегда могут включиться в этот процесс», — сообщил он.

«Да, есть доплата. [...] С одной стороны, кажется, что суммы большие. Но если посмотреть, сколько всего надо сделать… Человека надо вызвонить, записать, чаще всего из-за перебоев с поставками визит приходится переносить. С человеком надо поговорить, потому что у всех есть вопросы, сомнения.

Потом надо оформить все документы, надо ввести все в базу [E-Veselība]. А она не всегда идеально работает. Бывает, что вечерами приходится оставаться и ждать, когда закончится наплыв желающих ввести информацию. Это все требует времени. И надо или дополнительно медсестру приглашать, или имеющейся платить больше за сверхурочную работу. И если смотреть с этой стороны, то выделяемых финансов на самом деле не хватает.

Уколоть — это быстро. Но надо приготовить, посчитать… Cейчас мои медсестры в клинике 90% времени посвящают планированию вакцинации.  [...] А ведь есть еще другие функции, люди ведь продолжают болеть», — продолжает Е. Бондин.

Всё готово, только привезите

В свою очередь депутат Сейма, глава парламентской подкомиссии по общественному здоровью Виталий Орлов («Согласие») заверил, что организация вакцинации вызывает вопросы и претензии не только со стороны семейных врачей, но и депутатов.

«Вот я вчера был в Екабпилсе. Второй понедельник подряд я подхожу [к организованному там] республиканскому центру вакцинации, и он закрыт, — привел пример политик. — Возникает вопрос: а зачем его открывали, если рядом есть больница и есть семейные врачи в поликлиниках, разбросанных по городу и району? Зачем этот центр, если второй понедельник подряд он закрыт? При том, что вроде вакцина поступила в достаточном количестве».

На что Наталья Васильева ответила: «То, что центры были открыты, а сейчас не работают… Были бы вакцины, они бы работали! И исходя из ожидающихся на ближайшее время поставок, к середине мая они откроются заново. И будут открыты даже центры уровня C в городах поменьше. Там все готово — только привезите вакцины».