Новое о Covid-19: фиброзы печени, "миф об ослаблении" и ответ на вопрос - вырабатываются ли антитела?
За этот год человечеству многое удалось узнать про Covid-19 — и, наверное, еще столько же мы про него не знаем. SARS-CoV-2 изучают по всему миру, в том числе в Латвии. На этой неделе латвийские ученые решили выйти с некоторыми новостями. Что нового стало известно о коронавирусе, рассказало Русское вещание LTV7 в передаче «Личное дело».
Covid-19 продолжает быть главным ньюсмейкером в стране. На уходящей неделе все новости так или иначе крутятся вокруг вируса. И конец режима ЧС, и провал массовой вакцинации на пасхальных выходных, и новости про вакцину AstraZeneca — не самые радостные. На дворе апрель 2021-го. Больше года, как вирус проник в Латвию.
Исследователь, докторант RSU Иева Ванага рассказала на научной zoom-конференции:
«Вначале думали, что Covid-19 будет обычной острой инфекцией дыхательных путей с кашлем и температурой. Но оказалось, это не так. Новый вирус влияет не только на дыхательные пути, но и на системы почти всех органов».
В начале пандемии считалось, что «ковид» бьет только по легким, и тяжелые формы могут привести к фиброзу в них — проще говоря, образуются рубцы. И дыхательная функция снижается вплоть до критической. Каким же было удивление ученых, когда фиброз у больных Covid-19 стали находить не только в легких, но и в печени. И у тех, кто умер, и у тех, кто выздоровел, рассказала Оксана Колесова, старший научный сотрудник лаборатории клинической иммунологии и иммуногенетики при RSU, доцент кафедры инфектологии:
«У нас есть основания предполагать, что действительно происходят усиленные процессы фиброза в острой фазе. Мы думаем, что скорее всего это носит временный характер, и эти процессы успокаиваются, потому что они становятся более интенсивными на фоне усиленного воспаления — эту взаимосвязь мы тоже нашли.
Скорее всего, когда останавливается воспалительный процесс — заканчиваются и процессы фиброза, но мы предполагаем, что опять же при наличии других факторов будет примерно 5% людей, у которых эти процессы не остановятся, а будут продолжаться, поэтому необходимо продолжать наблюдать пациента».
В Институте микробиологии и вирусологии Рижского университета им. П. Страдиня уже больше полугода лабораторно изучают Covid-19. Ученые выяснили: вирус может передаваться не только воздушно-капельным путем, но и фекально-оральным, рассказал научный сотрулник института Максим Чистяков:
«Есть косвенные улики, что тот вирус может выделяться с фекалиями тоже — и каким-то образом инфицировать другого человека. Есть два варианта: через плохую гигиену — грязные руки, на поверхности, потом дотрагивание до слизистых оболочек лица (это глаза, это рот). Либо, как показал опыт с первым коронавирусом – также, допустим, неисправная канализация может поспособствовать распространению вируса через водопровод, через трубы. Такие места, как общественные туалеты, могут быть дополнительным источником инфицирования. Поэтому обязательно надо соблюдать гигиену».
Находят вирус и в крови. То есть передать его через кровь теоретически тоже возможно. По наблюдению ученых, в организме коронавирус живет в среднем две недели.
Теперь — об антителах. Тут еще интереснее. Изучали образцы, взятые у людей, которые переболели Covid-19, и вот что обнаружили:
«Интересно то, что у 5% антитела мы не смогли детектировать. Возможно, это потому, что просто не вырабатываются антитела», — сообщила Саманта Строева, ассистент в Институте микробиологии и вирусологии Рижского университета им. Страдиня. Значит, человек переболел, но защиты так и не получил.
Другое исследование, в другой лаборатории было посвящено поиску антител, наоборот, у тех, кто официально не болел и прививки не получал.
«Предварительные результаты показывают, что каждый 10-й или каждый 8-й житель Латвии мог встретиться с этим вирусом, переболеть, сам того не зная. Немного более высокий показатель у мужчин, но ярко выраженной разницы среди полов не наблюдали. Среди детей этот показатель еще выше — если берем возраст от 7 до 10 лет — антитела обнаружены у каждого пятого. Еще смотрели по регионам. Если в Риге и Рижском районе показатель от 8% до 11%, то, к примеру, в Латгалии 23% — в два раза выше», — говорит Анда Кивите-Уртане, директор Института общественного здоровья, ассоциированный профессор RSU.
Ирина Якутенко — молекулярный биолог, научный журналист. Живет в Германии, сейчас находится в России с лекциями. Автор книги «Вирус, который сломал планету».
Очень популярным Якутенко назвала миф о том, будто вирусы со временем становятся более слабыми:
«Это миф. Никакого биологического закона, который бы рекомендовал или приказывал вирусам становиться более слабыми, не существует. Вирусы разные, они отличаются по тому, как проникают в организм, как распространяются. Из этих особенностей следуют важные для нас особенности или смертельность.
Евгений Пинелис живет в США, работает в одной из больниц Нью-Йорка, он врач-реаниматолог. Но не простой врач, а пишущий. Автор книги «Все ничего». Его посты в социальных сетях о том, как врачи борются с коронавирусом, читает весь мир.
«Видя десятки, сотни тысяч заболевших каждый день, мы не можем до сих пор предсказать, у кого болезнь пойдет по типу обычной простуды, может, неприятной, может, с какими-то долгоиграющими последствиями, но не смертельного заболевания, которое приводит людей в реанимацию. Понятно, что второе происходит у людей в возрасте, у людей с диабетом, но вот взяв этого заболевшего индивидуума, сказать абсолютно невозможно, куда пойдет заболевание первые 5-7 дней болезни. Вот уже больше года, и каждый раз это лотерея для пациента. И для врача неприятное гадание на кофейной гуще: куда это пойдет, куда мне отправить этого пациента, потому что количество коек в реанимации ограничено. Когда идет волна, приходится принимать решение, не имея объективных данных», рассказал Пинелис.