"Обувь искали по комиссионным магазинам": как снимали сериал "Казанова"
Действие разворачивается в 1978 году. В Советском Союзе появляется необычный преступник, его жертвами становятся состоятельные женщины. Аферист легко перевоплощается из священника в поэта или сотрудника КГБ, покоряет сердца дам, втирается в доверие и крадет их ценности. Поймать Казанову (Антон Хабаров) предстоит капитану милиции Шмакову (Сергей Угрюмов) и старшему лейтенанту Полине Новгородцевой (Светлана Ходченкова).
– По жанру наш проект — авантюрная драма. В ней, может быть, и есть какая-то грустинка, но в целом это легкая и светлая история, ведь Казанова, по сути, не причиняет никому вреда. Да, он отбирает у женщин деньги, но он делает их счастливыми, — рассказывает продюсер проекта Первого канала Нелли Яралова. — Светлану Ходченкову мы пригласили сразу, а в кастинге на роль главного героя прошли длинный путь, но Антон Хабаров всех убедил, он в образе Казановы безусловен. В каждой серии появляется новая обманутая героиня. Нам было важно, чтобы их сыграли актрисы, которые смогут показать весь каскад эмоций и воплотить образы состоявшихся советских женщин. Светлана Антонова, Екатерина Редникова, Олеся Железняк, Ирина Пегова и другие замечательные актрисы отлично справились с задачей. Прописывая истории их персонажей, мы старались максимально соблюсти достоверность, изучали, какие посты занимали женщины в эпоху СССР, могли ли они в том или ином городе быть директорами заводов или филармонии и иметь доступ к кассе.
В основе сюжета лежит реальная история, произошедшая в Советском Союзе в 60–70-е годы. Аферист Юрий Ладжун годами путешествовал по стране, представлялся людьми разных профессий, обольщал и обворовывал женщин. Все жертвы описывали его как мужчину с внешностью Алена Делона.
– Когда мы подняли дело и посмотрели на фото преступника, то не увидели никакой связи с французским актером, но все женщины называли его именно Аленом Делоном; наверное, он подкупал обаянием, — говорит режиссер Кирилл Белевич. — Мы от его портрета не отталкивались, даже мысли об этом не было, и от самой истории несколько отошли. Все-таки в реальности она более темная, Ладжун совершил одно убийство, а когда был пойман и осужден, его расстреляли. Наш сериал не про преступления, он об одиночестве женском, мужском, о том, что все люди хотят любить и быть любимыми. Но, поскольку это все-таки детектив, интрига и сцены экшена в нем присутствуют. Больше всего трюков выпало на долю Антона Хабарова и Катерины Шпицы (художница Элла), их мы снимали в Финском заливе, вода уже была довольно холодной, актерам даже потребовались гидрокостюмы. В основном природа была к нам благосклонна, самый сложный съемочный период выпал на Крым, солнце еще светило, но в море зайти было уже невозможно, а Хабаров по сценарию должен бы купаться. Антон на секунду залетал в воду и пулей обратно, поэтому работа над одним планом растянулась на несколько дней.
Съемки восьми серий длились восемь месяцев, советскую натуру создатели проекта собирали по крупицам в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, Крыму, Тбилиси, Ереване и других городах.
– Объектов, соответствующих эпохе на 100%, практически не было, кроме ресторана «Золотой колос» в Крыму, — делится художник-постановщик Леонид Кипнис. – Почти все мы доделывали, например, крепили специальные накладки на железные двери, чтобы получились двери-реечки, которые были модными в 70-х, окна пластиковые оклеивали, закрашивали, то есть боролись с каждым современным элементом и все эти нужные нам детали возили с собой в огромной фуре. В ней были киоски, газетные стенды, телефонные будки, которые целая бригада создавала два месяца по образцам того времени. Все это каждый раз разбиралось, путешествовало с нами и снова собиралось на новом месте. В Зеленограде нашли здание мэрии в стиле советского конструктивизма, оно стало у нас Домом геолога, а его интерьер снимали уже в Москве в Институте минералогии. Отделение милиции — это на самом деле типография в Люберцах, где сохранился старый кабинет руководства с деревянными панелями. В Тбилиси была чудесная квартира, широко известная в киношных кругах Грузии, в ней когда-то снимал режиссер Отар Иоселиани. По сюжету в этой локации происходит действие первой серии, туда приезжает одна из жертв Казановы. В Крыму нам повезло найти в парке отдыха действующие карусели 60–70-х годов, они выглядели именно так, как нужно. Что касается интерьера, мебель собирали по знакомым, что-то покупали в интернете. Плохо дело обстояло с осветительными приборами, торшерами и лампами тех лет — это редкие вещи, они почти не сохранились. Но мы их все равно достали, правда, не так много, как хотелось бы, поэтому иногда они в кадре повторяются.
У всех героинь сериала три этапа развития гардероба: до встречи с Казановой, период влюбленности и расставания. Больше всего костюмов у Антона Хабарова, их около 15, ведь его персонаж постоянно перевоплощается.
– Нашей главной задачей было уйти от того, чтобы герои выглядели ряжеными, и одеть их максимально естественно, — вспоминает художник по костюмам Анна Смехова. – Я сама являюсь дочкой художника-модельера, моя мама работала в 70–х годах, шила богатым женщинам наряды, и от нее мне досталась коллекция одежды, по образцам которой и по журналам тех лет мы и создавали костюмы. Поскольку наши героини — дамы статусные, они могли себе позволить иметь дефицитные предметы одежды, такие как бархатный пиджак, серебряную пластиковую привозную бижутерию, модную в те времена. Сложнее всего было найти обувь, искали ее по комиссионным магазинам и в интернете. Так, сандалии в дырочку, которые носит Казанова, приехали к нам из Питера от какой-то бабушки, а настоящие индийские джинсы, модные в то время, мы целый месяц ждали из Алма-Аты.