Инвестиционный банкир: "Быть как немец - это национальная латвийская идея"
Быть как немец – это национальная латвийская идея, однако проблема в том, что латвийская экономика, хоть и показывает стремительный рост, гораздо меньше экономик других европейских стран, на которые Латвия хочет равняться, такое мнение в ходе сегодняшней дискуссии на организованном изданием Dienas Bizness и AS Bigbank форуме финансового сектора «Конкурентоспособная государственная финансовая политика на глобальном рынке» высказал инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис.
Через скандинавские банки в Латвию в конце 90-х, в начале 2000-х годов зашел огромный поток денежных средств, которые по большей части были вложены в сектор недвижимости, говорит банкир. «Мы нуждались в недвижимости, нам были нужны офисы, магазины, мы должны были преодолеть результаты социализма, который мы имели в стране предыдущие годы. Да, Латвия во многом развивалась благодаря оттоку капитала из России, что позже оказалось отмыванием денег. После 2008 года, когда поток скандинавских денег пересох, мы опять повернулись в сторону российских денег, по крайней мере, в секторе недвижимости и в банкинге. Нынешняя ситуация такова, что российских денег у нас нет, так как это отмывание денег, к тому же мы должны считаться с геополитическими реалиями – мы не можем торговать с врагом. Мы должны фокусироваться на Западе», - считает он.
Что же мы можем делать? – задает вопрос банкир. «По факту, мы растем быстрее, чем западная Европа, проблема в том, что наша экономика маленькая по сравнению с европейскими экономиками, особенно, если сравнивать с экономиками тех стран, на кого мы хотим быть похожими. Например, на Германию. Быть как немец – это национальная латвийская идея: водить немецкую машину, жить в немецком доме, иметь немецкие дороги. Это объединяет население. Однако дело в том, что немцы богаче нас», - подчеркнул Рунгайнис.
Говоря о перспективах инвесторов в данной ситуации, он отметил, что Латвия мало чем их может привлечь: мало людей, а значит мало и покупателей, плохие отношения с Россией, мало инженеров, инфраструктура тоже не особо хорошая, хотя есть страны, где она гораздо хуже. При этом Рунгайнис признал, что интернет в Латвии очень быстрый и это идет на пользу бизнесу. Латвийской проблемой он считает и то, что в стране фактически все происходит в Риге. «Если вы живете в Риге, вы зарабатываете больше, чем в среднем в Евросоюзе, если вы живете вне Риги, вы еле-еле заработаете половину от средней зарплаты в ЕС. Вывод: вы должны жить в Риге, и практически все это уже поняли», - считает он.
Бизнес растет, экономика растет, однако Латвия по-прежнему отстает от Литвы и Эстонии, что в плане инвестиций может быть даже лучше, так как инвесторы, имея недвижимость в других странах Балтии, начинают смотреть в сторону Латвии, и это будет продолжаться, считает Рунгайнис. Он делает ставку на новое поколение, которое родилось в 80-е, а сейчас активны на рынке труда: основали свои предприятия, создали семьи, родили детей, улучшая демографию. Банкир считает, что мы находимся в процессе улучшения ситуации, когда Латвия станет привлекательным местом для проживания. «Когда мы станем богаче, к нам и люди приедут», - подчеркивает Гирт Рунгайнис.