Летящая арена и стадион-ящерица. Олимпиада в Токио с точки зрения архитектуры
Представляем главные сооружения, которые примут олимпийцев в этом году.
Новый национальный стадион
Архитектор Кэнго Кума
Примет церемонии открытия и закрытия Игр в Токио и соревнования по легкой атлетике
Строить здания с учетом сейсмографической ситуации, из местных природных материалов, по самым передовым технологиям и по возможности экологично – все эти принципы современной японской архитектуры воплощены в здании Нового национального стадиона, где пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр-2021, а также соревнования по легкой атлетике.
Можно только гадать, выиграет или проиграет Токио, отказавшись от футуристического проекта Захи Хадид в пользу минималистичной, отделанной крипотомерией и лиственницей арены от Кэнго Кума. Очень хочется верить, что дело не только в деньгах, – стадион Кэнго в разы дешевле, – но и в принципиальном видении того, как должна выглядеть японская столица.
Остров Ариакэ
Примет соревнования по теннису, волейболу, спортивной гимнастике, велосипедным гонкам, фристайлу BMX, скейтбордингу; на Паралимпийских играх – по теннису на колясках, баскетболу на колясках, футболу и бочче.
Ни один район Токио так не принарядился к Олимпиаде, как Ариакэ. На этом намывном острове чего только нет: теннисный лесной парк с 48 открытыми кортами и залом Ariake Coliseum на 10 000 зрителей, выставочный комплекс Tokyo Big Sight, где на время состязаний разместится пресс-центр, три музея и совсем рядышком, через мост, крупнейший в мире рынок морепродуктов Toyosu Shijō, возведение которого в 2018 году обошлось городу в 5 миллиардов долларов, то есть вчетверо дороже Национального стадиона.
Однако нам все же важнее новые олимпийские площадки: лаконичная Ариакэ Арена/The Ariake Arena на 15 000 зрителей и словно парящий над землей Гимнастический центр Ариакэ/ The Ariake Gymnastics Centre на 12 000 зрителей.
Гимнастический центр Ариакэ – быть может, самое красивое здание из возведенных к Токийской Олимпиаде 2021 года; и оно же, как ни странно, строилось как здание временное, подлежащее деконструкции после завершения состязаний. (Сразу скажем: нет, решено дать ему еще лет 10 жизни в качестве конференц-центра.)
Легкость внешнего вида не обманчива. Архитекторы мастерской Nikken Sekkei и Shimizu Corporation сделали все, чтоб не создавать лишней нагрузки на проблемный прибрежный грунт. Высота арены – всего 30 метров, минимум бетона, только стальной каркас и дерево. Очень много дерева. Из японского кедра выполнены фасады, трибуны, перекрытия арочной кровли. Тут и экологичность, и прямая отсылка к традициям японского зодчества, и сейсмоустойчивость, и даже, как не странно, пожаробезопасность (монолитные балки из клееного бруса пропитаны специальным составом), и память места – прежде здесь находился бассейн для хранения леса. А еще кедр чудесно пахнет.
Олимпийская деревня, 2020
Даже интернациональные издания, специализирующиеся на архитектуре, не смогли выяснить, какое бюро (или автор) стоит за этим проектом. По правде сказать, славы зодчему он не составит: наши Террасы Томсона в сравнении с этими многоэтажками из стекла и бетона выглядят куда привлекательней. Но факт остается фактом: на 18 гектарах насыпного острова Харуми возведен город в городе, самодостаточный микрорайон с квартирами большего метража, чем принято в Токио, с обширной парковой зоной и полностью сформированной инфраструктурой. Все жилье уже выставлено на продажу, минимальная цена – 500 000 долларов за апартаменты площадью 65 м2, заселение начнется в 2023 году. Хитом на рынке недвижимости Олимпийская деревня не стала. Однако 17 000 спортсменов и тренеров жить здесь во время соревнований будет удобно и безопасно. Стандарты обслуживания заданы очень высокие, опять же – до центра недалеко.
А если захочется красоты, можно или в окошко взглянуть на Токийский залив, или до павильона Кэнго Кума CLT Park Harumi прогуляться.
Вот где инновации, вот где дизайн: передвижное выставочное пространство площадью 1631 м2 создано из стали, поперечно-клееной древесины и гибкой полимерной пленки, а вместо полов у него зеленая травка.
Императорский дворец, 1457-1968
Конечный пункт марафонского забега и соревнований по спортивной ходьбе
Чтобы увидеть дворец хотя бы на фотографии, простому смертному придется приложить массу усилий. То, что выдают за императорскую резиденцию снимки в Сети, на поверку оказывается сторожевой башней Фудзими. И это в лучшем случае. В худшем вместо Токио на картинке будет другой японский город или даже Пекин. А еще печальней то, что подлинной застройки даже во время экскурсии особо не разглядишь. Очень уж у замка тяжелое прошлое.
Прежде на его территории располагался деревянный замок Эдо, принадлежащий самураю Докану. Следующие владельцы – сегуны Токугава – в начале XVII века затеяли грандиозную перестройку и в итоге получили двойную крепость с 30 воротами, 23 казармами и внушительным дворцовым комплексом. Но как только резиденция в 1869 году отошла императору, ее стали донимать пожары. Последнего, вызванного бомбардировками Второй мировой войны, она не перенесла. К 1969 году ансамбль дворцовых зданий был в очередной раз отстроен заново. На сей раз – из железобетона. От любопытных взглядов его надежно укрывают каменные стены и прекрасные сады, первоначально разбитые еще Кобори Энсю (1579–1647) – одним из крупнейших японских архитекторов. Только в Восточном саду, открытом для публики, нынче растут свыше 250 000 деревьев 80 видов!
Ниппон Будокан, 1964
Архитектор Мамору Ямада (1894-1966)
Примет соревнования по дзюдо и карате
42-метровый Nippon Budokan обладает явным сходством с Юмэдоно, Залом снов древнего храмового комплекса Хорю-дзи в префектуре Нара, а его гигантская восьмиугольная крыша очертаниями напоминает склоны священной горы Фудзи. Звучит как фраза из рекламной брошюры. Но вот что интересно. Будокан буквально с первых лет существования обрел славу места, приносящего удачу, словно бы вслед за Юмэдоно попал под покровительство богини милосердия Каннон. И речь не только о спортсменах.
Да, в зале на 14 200 зрителей постоянно проводятся соcтязания по айкидо, карате и дзюдо. Однако всему миру Будокан известен прежде всего как знаменитейшая концертная площадка Японии, настоящий дворец рок-н-ролла. Здесь в 1966 году впервые в Стране восходящего солнца выступили битлы, здесь с огромным успехом гастролировали Deep Purple и AC/DC, Queen и ABBA, Led Zeppelin, Iron Maiden, Kiss… да все, все звезды популярной сцены побывали в Будокане, и каждый второй постарался записать альбом Live at Budokan.
Олимпийский спорткомплекс Йойоги, 1964
Архитектор Кэндзо Тангэ
Примет соревнования по гандболу
Yoyogi National Gymnasium – самое знаменитое из зданий Токийской Олимпиады 1964 года. Идеальный пример того, как можно возвести посреди городского парка два внушительных строения и при этом не испортить ландшафт, а украсить его; идеальный пример того, как можно подружить европейский модернизм, древние традиции японского зодчества и новейшие инженерные решения. Появись этот комплекс не 57 лет назад, а сейчас, никто не учуял бы подвоха: ни линии, ни материалы, ни технологии нисколько не устарели. Разве что подвесной кровельный пролёт Гимназиума со временем утратил титул крупнейшего на планете.
Великий Кэндзо Тангэ – один из трех японских архитекторов, увенчанных Притцкеровской премией – не просто объединил в ансамбль плавательный бассейн и зал для игры в гандбол, волейбол и баскетбол. Он, по сути, воплотил мечту нации о Японии будущего – успешной, креативной, процветающей и не теряющей самобытности. А ведь Олимпиада в Токио случилась меньше чем через 20 лет после войны, стеревшей с лица земли японские города. И перед тем, как взяться за спорткомплекс Йойоги, Кэндзо разрабатывал генеральный план восстановления Хиросимы, в которой вырос и где в атомном пожаре сгинули его родные и близкие. О спорт, ты – мир!