Ольга Житлухина: «Если меня в мои 60 номинируют как танцовщицу, значит, все не зря»
Продолжаем серию материалов о том, как люди театра переживают время пандемии. Монолог танцовщицы, хореографа, основательницы фестиваля Laiks dejot Ольги Житлухиной.
Что случилось у Ольги за прошлый год:
* За проект #pijamadancepractice была выдвинута на Dejas balva в номинации «Laikmetīgās dejas notikums» как танцовщица, хореограф и продюсер
* Провела мастерскую на X международном фестивале Vides Deja и создала для него перформанс “Mēģinām daiļi”
* Запустила проекты #longlifedancepractice 45+ и #meetingsunrise
* Представила на фестивале Laiks Dejot свои новые постановки «Es biju šeit» и «Re Vera!», а также возобновленные “Zūdības dejas”; организовала танцевальный марафон современного танца с участием 40 хореографов-исполнителей возле Латвийской национальной библиотеки
* Работала как режиссер по пластике и сценическому движению над спектаклями «Леди Макбет Мценского уезда» театра «Дайлес» и «Доходное место» РРТ им. М. Чехова (премьеры отложены, но ожидаются)
“Этот год для меня был просто супер-пупер. Я никогда так много не танцевала, а танцевать для меня – самое главное с самого начала, с детства, и по сию пору. Все, что я сделала в жизни как хореограф, как педагог, как продюсер, все мои начинания с contemporary dance – все имеет отправную точку в этом непрекращающемся желании: танцевать.
Другой вопрос, как я танцую, хорошо или плохо, шпагаты-не шпагаты, что этим добилась, какие там дачи-квартиры-машины-мужья-дети, -- это, как говорится, be questioned, -- но если меня в мои 60 номинируют как танцовщицу, значит, все не зря.
Танец – первое, что делаю, проснувшись. Это тест такой. Как оно там, мое тело, в каком состоянии сегодня. Иногда – о! Я и на такое способна?! Или – ой! Или – ух! Из этого, собственно, и родился проект #pijamadancepractice. Я записала уже 300 с лишним штук! Даже в зависимость какую-то впала. Могу до вечера ходить и придумывать движения, локацию, монтаж, обработку. Не хочется же повторяться. Что удивительно, мне самой нравится эти «пижамки» смотреть. Раньше я себя на экране не воспринимала. И ставить на себя не умела. Поэтому и данс-компанию свою создала, чтобы было для кого. Только на ее «похоронах» в 2012 году станцевала семиминутное соло. Но это был исключительный случай…
Почему сейчас все изменилось? Потому что я сама изменилась, наверное. Не скажу, в какую сторону, ни в лучшую, ни в худшую, сторона всегда одна. Просто стала мягче. Нет, я по-прежнему конфликтный человек, работать со мной довольно нелегко, но то, что я сейчас добрее к людям и много хорошим слов им говорю, это факт. Старею, что ли? (Смеется.) Мудрею? Теряю хватку? Что там еще с возрастом связано? Но чем мне «пижамки» особенно дороги: что меня не перестает удивлять и вдохновлять тело, с которым мы столько лет вместе…
Есть люди, которые живут сегодняшним днем. Я живу завтрашним. Начинать все с белого листа каждый понедельник, каждый день рождения, каждое 1 января – это прям мое. Поэтому, когда все остановилось и нас перестали пускать в репетиционные залы, я тут же себе наметила: китайский язык выучить, сесть и с компьютером всерьез разобраться, больше стоек на руках освоить, мостиков разных, в спортклуб записаться, чтоб акробатику улучшить… Но ставить цели и достигать их я как не умела, так и не умею.
Я же ленивая, я прокрастинатор гипермасштаба. С китайским так и не сложилось. А вот давнее желание попробовать, как это – вставать вместе с солнцем, все-таки осуществила. Как уехала в деревню 23 марта, так и стала практиковать. Оказалось, это действительно работает! Я и не догадывалась, сколько энергии и доброты от этого можно получить.
А самое интересное было, что ко мне на рассвете стали приходить люди. В соцсетях, конечно, не в реале. Я когда впервые увидела лайк во время трансляции, просто поразилась. А потом взяла за правило тут же с этим человеком соединяться. У меня же друзья по всему свету разбросаны. И иду я, значит, рано-рано утром по лесу в Гарциемсе и разговариваю с кем-то, кто сейчас в Токио, Нью-Йорке, Тихуане, Бразилиа или на Тибете не спит. Честно сказать, за всю жизнь я столько не общалась, сколько за этот год с #meetingsunrise_live. И беседы эти дорогого стоят.
С коллегой и приятельницей моей Элисон Грин, ректором The New York University Tisch School of the Arts, мы о чем только не переговорили. Даже «пижамками» обменивались. А потом жесткий локдаун закончился, работы у всех резко прибавилось, и эту мою активность пришлось свернуть.
Но об этом тоже нет смысла жалеть, потому что летом каким-то чудом успел состояться фестиваль Vides Deja, он был даже международным, мы, хореографы из разных стран, проводили воркшопы, представляли свои будущие проекты – и вот там мне нечаянно удалось что-то умное сказать, со мной иногда случается, и ко мне записалось рекордное число участников. Чего я никак не ожидала. Они были такие разные! Младшая училась в шестом классе балетной школы, старшей оказалась Лайла Кирмушка из Кукольного театра, сложившаяся уже актриса, и мы с ними сделали перформанс “Mēģinām daiļi” о сущности красоты. Меня эта тема давно занимает, я пару лет назад уже к ней подходила, когда ставила спектакль в Таллинне, а тут точно знала, что про красоту хочу рассказывать в бункере. И все получилось. Мне аж самой понравилось.
Так что мне есть за что благодарить этот год. И да! Я же комнату свою наконец покрасила в белое! Мечтала об этом 15 лет, с самого новоселья. А тут весной – бах, и одна стена готова. Осенью еще три. Если так дело пойдет, я со всей квартирой справлюсь, благо она у меня небольшая, 50 метров всего”.