Как пандемии меняли мир. Часть 2. Сифилис
Продолжаем серию публикаций о том, как глобальные пандемии влияли на моду и меняли жизнь отдельных стран и целых континентов.
Вспышки «нехорошей» болезни накрывали Европу неоднократно. Впервые сифилис был зафиксирован в конце XV века в войсках французского короля Карла VIII (отсюда и его название – «французская болезнь»). По одной из версий, его завезли в Европу моряки Колумба, которые, в свою очередь, заразились от аборигенов острова Гаити. По другой версии, у сифилиса африканское происхождение, а по третьей, он был известен еще древним грекам.
Поскольку сифилис передается в основном половым путем, его считали божьей карой за распутство. Эту болезнь часто ассоциировали с продажными женщинами, хотя проститутки в ее распространении виноваты не больше, чем их клиенты.
Вспышка сифилиса XVI века серьезно повлияла на моду – фасоны нарядов стали более целомудренными и закрытыми, а цветовая гамма –более мрачной. Вся Европа равнялась на пуританскую Испанию, где в то время и без всякого сифилиса происходила борьба с разного рода ересями. Костюм полностью скрывал грешное тело – никаких декольте и обнаженных рук, главным выразительным средством стал огромный воротник, который как бы препятствовал близости.
Благодаря болезни в моду вошли парики. В то время сифилис лечили ртутью, от которой (как минимум) выпадали волосы, так что наличие растительности на голове (а у мужчин и на лице) весьма приветствовалось. Иметь лысину в то время считалось стыдным – не по эстетическим соображениям, а именно потому, что она считалась признаком нездоровья.
Парики делали не только для головы, но даже для гениталий. Ну и наконец сифилис спровоцировал развитие пластической хирургии. Желающих обрести новый нос не смущала ни денежная сторона вопроса (на операцию уходило целое состояние), ни возможный смертельный риск для жизни. Этим людям терять было уже нечего.
(Продолжение следует)