После падения со сноуборда Полина не сдалась: история латвийской спортсменки в инвалидной коляске
Двенадцать лет назад судьба была очень жестока к этой молодой, красивой и спортивной девушке. Катаясь на сноуборде, Полину Рожкову подбросило в воздух, все пошло не так, как надо, и после долгой и болезненной реабилитации она оказалась в инвалидной коляске.
Однако Полина очень жизнерадостна, мотивирована и оптимистична – она не только играет в паралимпийской сборной Латвии, но и активно участвует в социализации инвалидов.
Чем отличается обычный керлинг от керлинга в инвалидных колясках? Главное в том, что при керлинге в инвалидных колясках в команде должны быть как женщины, так и мужчины, четверо. В обычном керлинге спортсмены щетками стремительно чистят лед для корректировки курса, а тут этого аспекта нет. Игрок с помощью специальной палки бросает камень, а дальше он скользит в одиночестве. Это означает, что бросок должен быть максимально точным, так как во время скольжения камня ничего исправить невозможно. Подсчет пунтов такие же, как и в обычном керлинге.
Сидящий в инвалидном кресле спортсмен находится ниже, чем стоящий на ногах, что создает дополнительные трудности – находясь на другом конце поля, очень трудно понять, какова ситуация в "доме". В случае необходимости можно доехать до красной линии и посмотреть, но в момент броска все равно приходится полагаться на память и интуицию.
Латвийская команда в настоящее время квалифицируется в группе А чемпионата мира, где находится на седьмом месте. В Олимпийском ранге – на девятом.
"Наша команда уже десять лет работает вместе. Этот сезон должен был быть просто фантастическим! Но пришел Covid... Но теперь, по крайней мере, у нас тут командные тренировки", - печально усмехается Полина.
Почему она выбрала именно керлинг? Все очень просто – Полина живет недалеко от холла для этого вида спорта. После травмы хотела социализироваться, чтобы не сидеть дома, и начала ездить на тренировки.
Несколько лет она серьезно занималась фехтованием и даже была на паралимпийских играх в Рио.
Полина признает, что фехтование - это довольно болезненный вид спорта: «Фехтуя со шпагой, у меня такой металлический фартук, и это по крайней мере каким-то образом защищает. Но на правой ноге всегда синяки. Первые два месяца я работала с тренером очень аккуратно и разумно. А потом пришла на опытную тренировку к серьезным людям… Когда после тренировки я ушла, тренер спросил их: «Почему вы это сделали? Вы понимаете, что она сюда больше не придет?" Потому что после тренировки у меня были гематомы. Очень болезненно и очень долго».
Несмотря на боль, фехтование, Полина не бросила: "Оно классно тем, что ты за все свои действия отвечаешь сама. Потому что есть моменты, когда в керлинге у команды все идет хорошо, а у меня наоборот. А потом надо стать принцем на белом коне, который все спас. Это очень утомительно".
Режим, в котором во время тренировок жила Полина, было бы нелегко вынести даже здоровому человеку, не говоря уже о человеке в инвалидной коляске. Работало она удаленно, время от времени ездила на тренировки.
"В начале было так: тренер звонит мне и говорит – через час встретимся в олимпийском центре или в Клейсты. Тогда ты все бросаешь и уезжаешь – надо использовать, когда у тренера есть время, потому что я, конечно, ни за что не плачу. Позже было два тренера и две тренировки – в семь утра и вечером. И так каждый день, плюс еще работа с целью фехтования дома. Все это было нелегко сочетать с работой, у матери тоже были проблемы с здоровьем. Мы выживали на наши пенсии. Мама сказала: «Выбирай, либо работай, либо занимайся делом для души. Попробуй! Я в тебя верю!» Но, конечно, было несколько месяцев, когда у нас из поевших были только коты. Это были трудные времена".
Потом был тяжелый удар для Полины - смерть матери от инсульта – именно в то время, когда спортсменка готовилась к чемпионату мира.
Спорт – это спорт, а совсем другое – повседневная жизнь с ограничениями, которые налагает инвалидная коляска. К счастью, в этом отношении Рига и остальная Латвия постепенно меняются и все больше учитывает потребности людей в инвалидных колясках, признает Полина, которая сама изучала программу долгосрочного развития города и работала в Минблаге.
Как бы трудно ни было, жизнерадостности Полина не теряет и в конце разговора оптимистично говорит: "Спортивный сезон никогда не заканчивается. Как мы говорили в сноборде: где-то в мире снег есть всегда!"