Рокировка посреди войны. Зачем Зеленский меняет премьера и проводит перестановки в правительстве Украины
фото: SplashNews.com/ Vida Press
Владимир Зеленский.
В мире

Рокировка посреди войны. Зачем Зеленский меняет премьера и проводит перестановки в правительстве Украины

Отдел новостей

Ольга Мусафирова, собкор «Новой газеты Европа» в Украине

Президент Украины Владимир Зеленский объявил о масштабной кадровой перестройке в высшем эшелоне исполнительной власти.

Цитата из традиционного вечернего телеобращения президента Зеленского подошла бы для рубрики «Вопрос решенный»:

— Сегодня я говорил с Юлией Свириденко: предложил ей возглавить правительство Украины и обновить его работу на основе опыта поддержки украинского производства, украинского предпринимательства, который есть у Юлии как у первого вице-премьер-министра и министра экономики. Колоссальный опыт Дениса Шмыгаля точно будет полезным на позиции министра обороны Украины: именно в этой сфере сейчас максимум ресурсов страны, максимум задач и очень много ответственности. Рассчитываю на достаточную поддержку народными депутатами новой конфигурации правительства Украины. И важно, чтобы правительство быстро провело аудит всех договоренностей с нашими партнерами: что работает и что требует пересмотра или активизации».

Причиной кадровых ротаций, по словам Зеленского, стала потребность в «управленческой трансформации»: обновлении исполнительной власти, оптимизации государственных расходов и оживлении экономических реформ для того, чтобы усилить стойкость государства в условиях войны. Ни слова о DOGЕ имени Илона Маска, но ветерком повеяло… Причем сразу по верхушке Кабинета министров.

В истории независимой Украины, парламентско-президентской, напомню, республики, премьерство нередко означало лишь начало борьбы за президентское кресло: просыпался аппетит к власти. Такой путь успешно проделали Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Хотя тех, кому, несмотря на усилия, победа не далась, было больше.

Как тут не вспомнить о дважды премьере Юлии Тимошенко, политике до кончика знаменитой косы. Она трижды баллотировалась на президентских выборах, а сейчас заседает в Раде во главе фракции партии «Батьківщина». До сих пор имя «Юля» в украинской политике не требует фамилии, а оппозиционная «Батьківщина» не зарекалась от голосований «за» вместе с президентской фракцией, если что. Но в день, когда о целесообразности предстоящих перемен в руководстве правительства высказались, кажется, все лидеры мнений, Юлия Тимошенко разместила на своей странице в фейсбуке картинку: президент США в военной форме с нашивкой «Трамп» под сине-желтым флагом, на Майдане, в Киеве. И комментарий: «Наконец хорошие новости, которые мы так долго ждали! Спасибо президенту Трампу, нашим американским друзьям и партнерам. Так звучит голос Силы». Чутье всегда было сильной стороной Юлии Владимировны. Кадровый блицкриг Зеленского вполне мог означать реализацию пакета неких договоренностей, достигнутых между Киевом и Вашингтоном.

Характеристику 39-летней тезке Тимошенко — Юлии Свириденко — дало популярное украинское издание «LB.ua»: «Экономистка, технократка, переговорщица». Работала в бизнесе, на ключевых должностях в Черниговской областной государственной администрации, затем около года — заместительницей руководителя Офиса президента Украины. За три месяца до большой войны Рада назначила Юлию Свириденко первым вице-премьером-министром экономики. Именно она 30 апреля 2025 года в Вашингтоне подписала с министром финансов США Скоттом Бессентом нашумевшее бессрочное «соглашение о недрах» — документ о создании американско-украинского инвестиционного фонда восстановления. Ряд экспертов тогда квалифицировал Юлию Свириденко как тщательную исполнительницу, но несамостоятельную единицу, зависимую от Офиса президента.

Юлия уже поблагодарила через фейсбук президента Зеленского за оказанное доверие — «и за возможность служить Украине в этот решающий час». Основными задачами обновленного правительства назвала укрепление экономического потенциала, расширение программ поддержки украинцев и масштабирование производства собственного оружия. А инструментами для достижения этих целей — существенную дерегуляцию, ликвидацию любых бюрократических препон, защиту предпринимательства и полную концентрацию государственных ресурсов ради обороны Украины и восстановления после боевых действий. В конце Свириденко напомнила читателям, что решение о назначении премьера принимает Верховная Рада. Но заключила: «Предложения относительно кандидатур членов правительства оглашу вскоре».

Среди украинских премьер-министров встречались и люди без выраженных политических амбиций. Этим работалось легче и дольше, что не синоним слова эффективнее. Просто президенты и окружение, а также оппозиция не видела в них конкурентов.

Действующего премьер-министра Дениса Шмыгаля тут надо признать чемпионом: пять лет кряду на должности, из них три с лишним военных года. Избежал крупных скандалов, не допустил явных промахов, хотя история с проваленным строительством для защиты энерогообъектов от обстрелов разозлила тогда Зеленского.

Похожий внешне на главу Европейского Совета Шарля Мишеля как брат-близнец (они к тому же одногодки), Шмыгаль еще в марте 2022-го объявил, что экономика Украины становится на военные рельсы. И повторил свой тезис — «Экономика работает на военных рельсах» — в феврале 2025-го, во время встречи с Китом Келлогом, спецпредставителем президента США.

Переброску Шмыгаля на пост министра обороны надо воспринимать как вызов: лично теперь прочувствуй успехи национального оборонного производства, достигнутые за пять лет. Или это всё же о вере в менеджера-универсального солдата? Тем более что Рустем Умеров, действующий министр, по сведениям «Суспільного», полученным из Офиса президента, скоро покинет кабинет, где и прежде бывал нечасто. Умеров — единственный кандидат президента Зеленского на должность посла Украины в США. «Загадка, почему его так долго держали… Он занимался полудипломатической работой, назовем это так, постоянно находился за границей», — сказал в интервью «Radio NV» Сергей Рахманин, член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки. Депутат допустил, что Рустем Умеров, очевидно, соответствовал тем задачам, которые ставил перед ним президент или Офис президента, однако работой оборонного ведомства он почти не занимался. Наблюдатели также утверждают: после скандала с профильным министром будет ликвидировано министерство национального единства, министерство социальной политики сольется с министерством ветеранов, министерство экономики «поглотит» аграрную политику и экологию, и так далее.

Никогда прежде премьериада и смена правительства в Украине еще не шла в штурмовом темпе, в соцсетях и с полной ликвидацией бюрократических препон, включая Конституцию! Нет, без иронии: согласно Конституции, именно парламентское большинство предлагает президенту кандидатуру премьер-министра для внесения в Раду, а не наоборот.

Благодарить за доверие и обещать новый состав Кабинета министров при «живом» премьере тоже как-то странно… Тем более что на фейсбук-странице Дениса Шмыгаля прощальный пост пока не появился.

Трудно передать степень негодования парламентской оппозиция в лице «Европейской солидарности», политической партии Петра Порошенко, по поводу нынешнего, а тем более грядущего «правительства национальной катастрофы». С начала большой войны «Европейская солидарность» неоднократно настаивала на создании правительства национального спасения, которое — по умолчанию, конечно, — возглавил бы Пётр Порошенко. Но у Зеленского, повторяли спикеры «ЕС», только политические репрессии на уме. А теперь совсем превратился в «неконституционного монарха»!

Пояснение происходящего я нашла на фейсбук-странице правоведа Андрея Магеры, многолетнего заместителя главы Центральной избирательной комиссии Украины. Магера замечает, что менять правительство во время военного положения в стране можно: это назначаемый, а не избираемый (гражданами) состав высшего государственного органа. С юридической точки зрения, продолжает он, действия президента (фактически презентация нового премьера, пока предыдущий — на своем рабочем месте) некорректны. Вместе с тем, кандидатуры на должности министров иностранных дел и обороны глава государства, согласно Конституции, предлагает Раде по собственной инициативе, а всех остальных членов правительства — премьер-министр.

«А вот с политической точки зрения фамилия любого назначенного в Верховной Раде текущего (девятого) созыва премьера будет не важна», — пишет Андрей Магера. «Почему так? Потому что в смешанной форме республики, (к которой, без сомнения, относится Украина), когда партия президента получает абсолютное большинство в парламенте, фигура главы правительства является исключительно технической и лишенной субъектности в политическом измерении. Такой премьер-министр всегда будет марионеткой президента. И за деятельность этого премьера и возглавляемого им кабинета политическую ответственность всегда несет президент».

Закончу еще одной цитатой — из украинского издания книги корреспондента журнала «Time» Саймона Шустера «Шоумен».

Не аплодисменты и восторг, не слава, что пришла вместе с должностью, даже не уважение и обожание миллионов в Украине. Всё это Зеленский имел в прошлой жизни шоумена. Сейчас он стремился к другому. Имел намерение разорвать круг имперского гнета, который начался задолго до рождения самого Зеленского. Теперь это была его цель, и он давно преодолел свой страх и встал на путь к ней.

— Позже нас будут судить, — сказал Зеленский. — Я еще не завершил это большое, важное для всей страны дело. Еще не завершил.

По информации источников «Украинской правды», Рада планирует отправить правительство в отставку в среду, 16 июля, и назначить новых министров на следующий день, то есть 17 июля, в четверг.