
Как в Латвии снизить цены на продукты, чтобы не смотреть с завистью на соседей?

Латвия, Литва и Эстония находятся рядом, разделяют схожую историю и начали свое развитие с равных позиций, поэтому взаимное сравнение в различных областях неизбежно. Это касается как цен на продукты, так и возможностей местных производителей. Латвии приписывают самые высокие цены на продукты, однако попытки государства снизить цены в настоящее время создают больше угроз, чем пользы для малых и средних производителей Латвии.
Вместо этого следует думать о том, как привлечь крупные торговые сети в Латвию и способствовать притоку инвестиций, а не ограничивать рынок, идти против интересов населения и принципов свободного рынка - такое мнение порталу Jauns.lv выразил директор департамента категорий Rimi Baltic Милан Блумс.
Конкуренция на всех этапах цепочки поставок продуктов
Розничная торговля — это достаточно сложный бизнес, который следует рассматривать в контексте выбранной бизнес-стратегии и рыночной позиции магазина. В Эстонии работают четыре очень сильных крупных торговца, что означает соответствующую сильную конкуренцию; в Литве большую роль играет близость Польши и конкурентоспособность крупных производителей. Именно увеличение конкуренции является лучшим способом снизить цены на продукты, и Латвии нужно значительно поработать в этом направлении.
Иная картина складывается в отношении поставщиков. Цены на продукты в супермаркетах формируются всеми этапами цепочки поставок: кто-то должен вырастить еду, обработать и переработать ее, доставить и разместить на чистых и теплых полках магазина. "Тяжелый" этап этой цепочки — поставщики/производители, которые формируют около 60% стоимости продуктов, оставшуюся часть составляют НДС (21%) и продавцы (около 17% — расходы продавца, 2-3% — прибыль).
Места на полке магазина ровно столько, сколько есть, и это означает, что среди поставщиков/производителей также царит жесточайшая конкуренция. У Rimi только более 1300 поставщиков. Выбирая, что разместить на полке, торговцы учитывают не только цену производителя, но и то, чего хотят покупатели, какие другие категории товаров доступны и т.д. Чем больше предложений от поставщиков, тем лучше возможности розничных продавцов выбрать продукты, в которых желания покупателей, качество и цена находятся в наилучшем балансе.
Недальновидные законы приводят к катастрофическим результатам
Торговля — это бизнес, и ни один предприниматель не заинтересован работать в убыток, поэтому и отношения с поставщиками взаимовыгодны. При разговорах о том, что поставщики подавлены и боятся выразить свое мнение, хочется улыбнуться. Мы всегда были открыты для общения и сотрудничества, часто консультируем поставщиков о том, что и как им следует делать, чтобы продукт стал более конкурентоспособным. Поэтому меня смущает идея о том, что отношения с поставщиками, которые без дополнительного надзора успешно работали многие годы, вдруг необходимо решать через государственное вмешательство посредством законодательства.
На данный момент довольно неясное положение закона определяет увеличенные штрафы за неравное отношение к поставщикам в сравнимых сделках. Не говоря уже о том, что в случае с Rimi это означало бы огромную административную нагрузку и поиск как минимум 50 новых сотрудников, розничные продавцы будут вынуждены сократить количество поставщиков, чтобы снизить бизнес-риски. К сожалению, первыми пострадают малые и средние производители, которые предлагают нишевые продукты, так как магазины будут работать с теми, кто по одному контракту предлагает много продукции. Сокращение числа поставщиков неизбежно приведет к уменьшению ассортимента. Все эти меры никак не способствуют развитию малых и средних производителей Латвии, а также не способствуют интересу новых участников рынка к латвийскому рынку и, следовательно, формированию здоровой конкуренции, соответствующей принципам свободного рынка, что помогло бы естественным образом снизить цены на продукты.
Для объективного сравнения цен необходимы равные рыночные условия
Если государство хочет снизить цены на продукты, первым и самым эффективным способом является снижение ставки НДС на продукты, что уже реализует большинство европейских стран. Если государство не готово снизить НДС на все группы продуктов, то уменьшение налоговой ставки на часть продуктов или определенные категории, а также поддержка наименее защищенных групп населения значительно облегчит расходы.
Одновременно важно анализировать конкурентоспособность и предложение латвийских производителей, чтобы цены латвийских производителей были столь же выгодными, как, например, предложения Литвы и Польши. Более 70% свежих продуктов на полках Rimi производится в Латвии, и латвийские производители объективно дороже литовских или польских производителей, с предложенным объемом которых местные производители не могут конкурировать.
Также необходимо работать над улучшением инвестиционной среды и привлечением крупных европейских розничных сетей в Латвию, так как лучший способ снижения цен — это увеличение конкуренции, что признают и экономические эксперты. Латвия — маленький рынок, относительно далекий от Центральной Европы, и это, к сожалению, увеличивает все затраты. Крупные поставщики и производители не заинтересованы заходить на латвийский рынок, поэтому с ними сложно говорить о снижении цены или акциях. Rimi сознательно создал Балтийский логистический центр, чтобы централизованно закупать часть товаров для всех стран Балтии, таким образом увеличивая объемы и борясь за более низкие цены, но также каждой стране нужно стремиться поддерживать живой интерес поставщиков к своему рынку, не полагаясь только на инициативу одного отдельного продавца.
Подводя итог: для поддержки местных производителей и реального снижения цен на продукты в Латвии нам необходимо создать равные условия на своем рынке, иначе мы продолжим ужасаться высоким ценам на продукты и завистливо смотреть на соседей, у которых все лучше.