Опасная медицина: открытия и препараты, которые искалечили тысячи жизней
фото: Shutterstock
Иллюстративное фото
Реально & Невероятно

Опасная медицина: открытия и препараты, которые искалечили тысячи жизней

Rus.jauns.lv

Ученые и медики, независимо от эпохи, стремятся внедрять самые новейшие разработки, а бизнесмены от медицины всегда не прочь заработать на этом. К сожалению, только по прошествии времени становится понятно, что некоторые нововведения не то что не полезны, а привели к катастрофическим последствиям.

«Отец» лоботомии

Наиболее ярким примером такого «великого» открытия стала методика префронтальной лейкотомии Эгаша Мониша, признанная всем сообществом медицины. В 1949 году за свое открытие Эгашу Монишу была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине. Методика стала широко использоваться, особенно в США, где за годы ее применения было проведено сорок тысяч операций. В США ей дали новое название, под которым мы помним ее и сейчас — лоботомия.

Ныне это один из символов бесчеловечных экспериментов над людьми. Суть операции состояла в том, что «душевнобольному» пациенту при помощи довольно нехитрых инструментов хирург перерезал большое количество пучков нервов в прифронтальной коре головного мозга. Такая операция действительно достигала эффекта — буйные больные становились спокойными, агрессивные проявления психических отклонений уходили. Правда уходили они в подавляющем большинстве вместе с личностью больного. Он переставал узнавать родных, ориентироваться в пространстве и вообще в жизни, многие превращались в «овощ», впадали в паралич, а летальность достигала 5-8%.

Однако конвейер не останавливался. Лишь много лет спустя тихий голос скептиков от медицины смог остановить этот «лоботомобиль». Операция была признана колечащей и даже обсуждалось решение отобрать Нобелевскую премию. Однако к этому времени Эгаш Мониш уже покинул наш мир, а отбирать премию у покойного не решились, она так и осталась «врученной за заслуги». 

Страшный «зверь» — холестерин

Похожая по драме история случилась с холестерином. По мере изучения его функций в организме, на разных этапах возникали диаметрально противоположные «научные рекомендации» по питанию и лечению отклонений обмена холестерина в организме. То масло было объявлено убийцей, потому что в нем много холестерина, то масло нужно обязательно включать в рацион, потому что без него возникает дефицит веществ для функционирования мозга. Примечательно, что на каждом таком развороте возникал неизменно прекрасно работающий механизм — кто-то обязательно зарабатывал большие деньги, сначала на диетах, продуктах «без холестерина» и таблетках «от холестерина». А затем на продуктах «балансирующих обмен холестерина». И это наверняка не последние деньги, заработанные на хайпе вокруг холестерин. 

Лишь к настоящему времени, на основании сложных исследований современными методами удалось понять, что синтез и превращения холестерина и его производных в организме это гораздо более сложный и разветвленный процесс, чем представлялось раньше. Сегодняшний консенсус медицинской науки говорит, что при отклонения в параметрах холестерина не нужно бороться «с холестерином». Эти отклонения, как правило, лишь следствия иных патологий, которые нужно начать искать. 

Непроверенный антидепрессант

Источником многих страшных трагедий стал препарат талидомид. Его начали испытывать в 50-х годах прошлого века как антибиотик, но исследования на животных показали его бесполезность. Зато компания «Хеми Грюненталь», разработавшая препарат, увидела, что подопытные крысы, которым давали талидомид, становились спокойными. Так был сделан вывод, что это не антибиотик, а транквилизатор. Запустили в производство под названием Contergan. Причем, после испытаний только на крысах. 

«Крысы становились спокойнее, поэтому лекарство и посчитали антидепрессантом. Конечно же, на беременных его не проверяли», — рассказал врач-токсиколог и популяризатор науки Алексей Водовозов. Так без проверки и стали выписывать, особенно беременным. Дело в том, что он помогал при токсикозе и снимал тревожность, которую испытывают практически все будущие мамы. О последствиях не думали. А зря. В Европе началась эпидемия врожденных уродств у детей, хотя никто не связывал появление на свет детей без рук, ног, ушей, с дефектом глаз и мимики, умственными отклонениями с этим антидепрессантом. Более того, 40% детей с отклонениями, рожденных от матерей, принимавших талидомид, умерли в первый год жизни. «Больше всего от талидомида пострадали ФРГ, Великобритания, Испания, Австрия, Швейцари, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а в Испании препарат назначали вплоть до 80-х годов», — рассказал терапевт.

Категорически отказались от талидомида в США. Глава агентства по контролю за лекарственными препаратами (FDA) Фрэнсис Кэтлин Олдхэм Келси заявила, что не верит результатам исследований производителей. Впоследствии чиновницу за бдительность наградили медалью.

Именно трагическая история с талидомидом положила начало практике гораздо более сложных, глубоких и комплексных исследований вновь разрабатываемых препаратов. Если раньше хватало исследований на мышах и нескольких десятках пациентов, то сегодня компании обязаны провести тысячи испытаний, на многотысячных различных группах испытуемых. Эта история многому научила медицинское сообщество. 

Нобелевский лауреат, создавший яд для газовых камер

Лауреат Нобелевской премии немецкий химик Фриц Габер создал эффективный и нестойкий инсектицид «Циклон Б». Он применялся для борьбы с насекомыми. При этом был прост в обработке, поскольку содержал гранулированную форму синильной кислоты. Сама по себе кислота быстро разлагалась. К примеру, «Циклоном Б» можно было обработать вагон с апельсинами или другими продуктами от насекомых. Апельсинам — никакого вреда, а вагон достаточно было просто окатить струей воды.

Только вот полезное изобретение Габера активно использовали соотечественники во время войны, когда травили инсектицидом узников концлагерей.