фото: Shutterstock
"Хроническая бессонница опасна тем, что поддерживает сама себя": латвийский психиатр о серьезных нарушениях сна
В Латвии
7 ноября 2021 г., 16:13

"Хроническая бессонница опасна тем, что поддерживает сама себя": латвийский психиатр о серьезных нарушениях сна

Rus.lsm.lv

Нарушения сна, поначалу незначительные, могут перерасти в серьезную и длительную бессонницу, требующую медикаментозного лечения, и лучше до этой стадии проблему не доводить, рассказала в передаче Rus.LSM "ТЧК" врач-психиатр, доктор медицинских наук, специалист Центра расстройств сна Наталия Берзиня. Начинаться нарушения могут по-разному - важно, чтобы они не превратились в хронические.

Кто-то раз за разом обнаруживает, что засыпает со всё большим трудом, сообщает rus.lsm.lv. Кто-то часто просыпается по ночам — либо сон уходит, когда человек еще совсем не отдохнул, а уснуть уже не получается. Важно, появились ли эти симптомы под воздействием факторов среды (таких как стресс), или у человека уже генетически система регуляции сна и бодрствования более чувствительна к негативным воздействиям. Первичная бессонница, «идиопатическая», психофизиологическая, по словам Берзини, появляется «как будто ниоткуда».

«Есть и другой тип бессонницы, вызванной другими заболеваниями или состояниями. Например, если у человека имеются соматические, физиологические проблемы — допустим, расстройство функции щитовидной железы. Когда она гиперактивна, может быть повышена тревожность, может быть и бессонница. Или психиатрические заболевания — депрессия, тревожное расстройство.

В них как симптом может быть бессонница, она может сосуществовать вместе с ними. И тогда, естественно, мы лечим основное заболевание, и вместе с ним дополнительно будет лечиться бессонница. Но в идейном смысле терапия, которую мы применяем для лечения бессонницы, достаточно универсальна. С некоторыми индивидуальными особенностями наподобие режима и физической активности».      

Проблема, которая может возникнуть и у людей, в принципе здоровых — то, что начавшаяся под влиянием каких-то стресс-факторов эпизодическая бессонница способна закрепиться, и потом человек недоумевает: как же так, я весь день провел спокойно, у меня всё отлично — а спать он не может, поясняет психиатр.

«Сработал спусковой механизм, и ставшая хронической бессонница сама себя поддерживает — еще и из-за того, что человек начинает вести себя определенным образом. Ведь что мы делаем, когда нам плохо спится? Мы хотим пойти спать пораньше, мы хотим утром поваляться подольше, если есть возможность. Если мы не можем заснуть — мы всеми силами пытаемся лежать и заставить себя заснуть, оставаться в кровати — а вот этого делать как раз нельзя! Вот это поведение и приводит к тому, что бессонница переходит в хроническую. В конечном итоге мы приходим к тому, что человек начинает переживать с приближением вечера: опять я не засну, работать не смогу, что со мной будет... И чем больше таких мыслей, тем дальше от нас сон».

Попытки «доспать недоспанное» физиологически не работают, поясняет Берзиня. Решив поспать утром подольше, вечером вы почувствуете сонливость еще позднее обычного. В нерабочий день можно позволить себе остаться в постели, возможно, на час дольше обычного, но пытаться в субботу «отоспаться за всю неделю» — вариант провальный. Среди страдающих бессонницей популярно употребление различных веществ, улучшающих качество сна, но врач советует добиваться нужного эффекта без лекарств. «Медикаменты, если мы говорим о снотворных (они могут быть из разных групп), при острой бессоннице можно пробовать употреблять до двух недель. Четыре недели максимум! Потому что от некоторых возникает зависимость. Если же необходимость в них существует, то, естественно — тут только консультация с врачом, который назначит определенный медикамент.

recent icon

Последние

popular icon

Популярные

Можно пробовать средства растительного происхождения. Мята, мелисса, пассифлора в исследованиях связываются с субъективным улучшением засыпания, но слово «субъективный» здесь — самое главное. Это значит, на какого-то человека эти чаи подействуют, а на другого нет.     

Почему не медикаменты? Потому что во всех руководствах — европейских, американских, любых: режим, режим, психотерапия, работа с тревожностью, различные техники, помогающие успокоиться — это самое первое, что должно быть! Потому что к этим вещам человек может прибегнуть в любой момент, когда ему будет нужно, и не будет зависим от медикаментов». В передаче прозвучало, что такое популярное «средство от бессонницы», как небольшая толика алкоголя — крайне опрометчивый выбор, поскольку он и проблему плохого сна не решает, и способен вызвать зависимость.  
 
«Порой он может помочь заснуть. Действие алкоголя — седативное, он воздействует на бензодиазепиновые рецепторы, подавляет наш мозг, усыпляет его. Но остальную структуру сна он разрушает! В частности, разрушает быстрый сон — который нам очень важен, чтобы чувствовать себя выспавшимися, бодрыми, активными. Поэтому эффект алкоголя — некачественный, да еще он провоцирует зависимость у склонных к этому людей». Вопрос, как человеку понять, когда он еще может предпринять что-то сам для исправления ситуации — а когда пора идти к врачу. Бессонница — клинический диагноз, напоминает Берзиня, его ставят после беседы с пациентом и обследования (по возможности подробного).

«Если человек не может уснуть вечером дольше получаса, либо просыпается ночью и потом не может заснуть, либо просыпается утром слишком рано и потом днем чувствует себя подавленным, в плохом настроении, не может сосредоточиться, не может функционировать, как функционировал до того,и  это длится хотя бы три ночи в неделю хотя бы месяц — то это острая бессонница, и часто она проходит сама. Особенно если связана с какой-то стрессовой ситуацией. И здесь важен режим, не валяться в кровати, всё вышесказанное. И если вы всё делали в этот месяц, но ничего не происходит — ну тогда есть смысл обратиться к доктору.

Если плохой сон каждую ночь, невозможно заснуть, добавляется сильная тревожность, панические атаки — то, конечно, если неделю-две длится такое состояние, лучше искать помощь». Что же касается того, как помочь себе проснуться утром — то, поясняет Берзиня, наш мозг просыпается, когда он стимулируется извне, следовательно, если включить много стимулов вокруг себя: громкий звук, яркий свет, «дневное» освещение, в котором присутствует синий оттенок спектра — это поможет перейти к бодрствованию.

«Если же освещение будет приглушенным, уходящим в желто-красный спектр ближе к вечеру, и звуков будет немного либо это будут определенные звуки, способствующие релаксации — это поможет головному мозгу приготовиться к тому, что нам скоро будет нужно идти спать».