фото: Shutterstock
В плане медицины катастроф расписан принцип "сортировки" пациентов. Кому помогут в последнюю очередь?
В Латвии
25 октября 2021 г., 8:11

В плане медицины катастроф расписан принцип "сортировки" пациентов. Кому помогут в последнюю очередь?

Otkrito.lv

Отложенные операции, лечение на дому, более длительное ожидание госпитализации и более строгий отбор «скорой» — вот условия, в которых мы живем в течение нескольких недель. Но приближается тот день, когда кому-то придется отказать в необходимой помощи даже в критических для жизни ситуациях — и это коснется всех, а не только пациентов с Covid-19, сообщает передача de facto на Латвийском телевидении.

В плане медицины катастроф расписан принцип приоритета или так называемой сортировки пациентов — и нельзя исключать, что эти критерии станут руководством к действию для медиков уже через пару недель, пишет rus.lsm.lv.

Кому из трех поступивших в стационар пациентов выделят место в отделении интенсивной терапии?

  • Предпочтение будет отдаваться пациенту с недостаточностью одного органа, например пневмонией, и высоким шансом на выздоровление.
  • Следующим будет пациент с рядом хронических заболеваний, которые хорошо контролируются.
  • Пациент, у которого изначально прогнозируется высокая вероятность летального исхода и он нуждается в интенсивной терапии, стоит в конце этой очереди. Состояние пациентов, уже находящихся в отделении, время от времени будет пересматриваться.

Персонал больниц до последнего надеется избежать сортировки, но все же готовится к такому сценарию. «Мы понимаем, что люди не будут полностью осознавать это и, конечно же, создадут определенный эмоциональный фон, в которым врачи продолжат жить и работать, но это наша профессия», — говорит Харальдс Плаудис, член правления Рижской Восточной клинической университетской больницы.

Принцип приоритета пациентов в реанимации начнет работать, когда количество занятых коек в стране превысит 90%. 19 октября Минздрав сообщил, что 86% мест в интенсивной терапии Covid-19 заняты. Хотя число может меняться в обоих направлениях, предсказать конкретный момент сложно. «Несомненно, это будет решать консилиум врачей», — подчеркивает Плаудис, добавляя, что приоритетность пациентов в очереди на место в отделении интенсивной терапии будет применяться не к какой-либо конкретной группе пациентов или диагнозу, а к абсолютно всем при оценке общего состояния здоровья.

Чтобы отсрочить этот трудный момент, ресурсы отделения интенсивной терапии Восточной больницы были увеличены не только за счет перепрофилирования, но и за счет 12 дополнительных койко-мест. Готовится и Университетская клиническая больница им. П. Страдиня. «Надеемся, что ситуация не будет трагичной. Но мы готовимся к этому», — говорит Ева Стрике, главный врач больницы. Перевод больничных анестезиологов и реаниматологов в эти отделения интенсивной терапии - как раз одна из причин отмены плановых операций. Призывы к медикам из частного сектора вернуться в больницы должного отклика не нашли. Хотя Инспекция здравоохранения указывает, что заявления подали 160 таких врачей, их коллеги в больницах утверждают, что дополнительные силы из частного сектора не поступили.

Служба неотложной медицинской помощи, которая все чаще оценивает, к кому стоит ехать, признает, что сортировке в их работе уже давно подвергаются все больше и больше групп пациентов. 

Глава службы Лиене Ципуле отмечает, что до сортировки в больницах доходить нельзя. «Если мы говорим о коллапсе, который длится месяцами, и если вам приходится принимать решения, как врачу, в повседневной жизни, это чрезвычайно эмоционально сложно. И очень вероятно, что многие врачи не смогут выполнять свои обязанности. Поэтому предотвращение коллапса — одна из главных задач страны во время любой катастрофы, в том числе в условиях пандемии», — говорит она.