Почему растут цены на электроэнергию и природный газ?
Биржевые цены на электроэнергию и природный газ в летние месяцы достигли почти рекордного уровня. Например, средняя биржевая цена электроэнергии Nord Pool на латвийской торговой площадке в июне составила 76,23 евро за мегаватт-час (МВтч), что в 2,4 раза больше, чем в соответствующем месяце прошлого года.
Между тем, средняя цена на природный газ на немецкой бирже Gaspool в июне составила 24,98 евро за МВтч, что в 4,9 раза больше, чем в июне 2020 года.
Удорожание квот на выбросы углекислого газа
Одним из наиболее важных факторов роста цен как на электроэнергию, так и на природный газ, которые, конечно, в некоторой степени тесно связаны, поскольку большая часть электроэнергии производится непосредственно из природного газа, - являются квоты на выбросы углекислого газа (CO2). Это плата за право выброса CO2 в атмосферу при сжигании углеродсодержащего топлива, такого как газ или уголь. Гунарс Валдманис, исполнительный директор Ассоциации электриков и энергетиков, указывает, что причина роста цен на квоты на выбросы CO2 в основном связана с тем, что в течение многих лет политики последовательно пытались сделать общий порядок более эффективным, подталкивая старые и загрязняющие среду электростанции к исключению из системы.
«Учитывая, что участники финансового рынка, в том числе игроки, не относящиеся к электроэнергетике, теперь также подключены к этому рынку выбросов - банки, инвестиционные фонды, рынок, конечно, постепенно увеличивал активность. Цена на квоты росла еще несколько лет назад. Дорогие квоты на выбросы CO2 привели к удорожанию производственных затрат», - говорит Валдманис. Он объясняет, что это также очень сильно влияет на рынок Балтии, который импортирует электроэнергию, в том числе из Скандинавии. «Поскольку скандинавский регион богат гидроэнергетическими ресурсами и не имеет квот на выбросы углекислого газа, - спрос на них увеличился, как и цена», - говорит исполнительный директор Ассоциации энергетиков и электростроителей.
Однако это относится не только к «чистым» энергетическим материалам или материалам, не выделяющим выбросов. Что касается природного газа, стоит отметить, что при сжигании природного происходит примерно на 40% меньше выбросов, чем, например, при сжигании угля, поэтому удорожание разрешений на выбросы может привести к естественному выбору природного газа вместо угля в будущем. .
Несбалансированность спроса и предложения
Весной прошлого года, с началом пандемии Covid-19 и связанных с ней факторов, таких как ценовая война на нефть между ОПЕК +, крупнейшей в мире организацией производителей нефти, Саудовской Аравией и Россией, цены на сырую нефть резко упали в апреле 2020 года и даже до отрицательного уровня. Это, конечно, также повлияло на цены на природный газ (природный газ является побочным продуктом нефти), и на цены на электроэнергию. Пандемия также привела к значительному снижению энергопотребления. Однако по мере восстановления национальных экономик мировые цены на энергоносители стали больше соответствовать уровню, предшествующему пандемии, и даже выросли.
Янис Негрибс, руководитель отдела надзора за рынком Комиссии по регулированию общественных услуг (Регулятор), объясняет, что с изменением ограничений на Covid-19 спрос на газ также быстро увеличился. Он отмечает, что особое внимание в этом отношении следует уделить Китаю и азиатскому региону в целом, где экономика восстанавливается, а спрос на газ значительно вырос. «Если вы посмотрите на Европу, вы также должны сказать, что здесь была холодная зима. Не только для нас [в Латвии], но и в других странах отопительный сезон был дольше, а потребность в газе была выше», — отмечает Негрибс.
Представитель Регулятора сообщил, что в конце отопительного сезона запасы в хранилищах газа, оставшиеся на новый сезон, были вдвое меньше, чем в прошлом году. В 2020 году в европейских хранилищах природного газа запасы составляло 60% от их емкости, но в этом году хранилища заполнены только на 30%. В текущем сезоне существует потребность в повторном наполнении этих резервуаров и наличии резервов на зиму для обогрева и промышленности. Однако Негрибс прогнозирует, что в этом сезоне хранилища природного газа могут быть заполнены только минимально необходимым количеством. «Запасы вряд ли будут заполнены полностью - произойдет обратное. По крайней мере, страны-импортеры определенно не будут заинтересованы в переполнени когда цена находится на самом высоком уровне. Поэтому хранилища будут заполнены только до необходимого уровня. По крайней мере, на данный момент, финансовые рынки показывают, что в следующем и следующем периоде - цена на природный газ будет ниже, чем в этом году, что приведет к нормализации цен и заинтересованности трейдеров (в странах, где трейдер является импортером) не накапливать избыточные запасы, а в следующем году покупать больше газа, потому что цена будет ниже», — говорит Негрибс.
На рост цен на энергоносители влияют не только факторы увеличения спроса, но и предложения. Представитель Регулятора отмечает, что ситуация со странами ОПЕК + по-прежнему актуальна в связи с природным газом. Организация после вышеупомянутой «ценовой войны» все же достигла договоренности об ограничении добычи нефти. Если добыча нефти ограничена, соответственно ограничиваются и поставки природного газа.
В качестве еще одного аспекта роста цен на природный газ глава отдела надзора за рынком Регулятор также упоминает роль сжиженного природного газа или СПГ. СПГ - это особый вид природного газа, поскольку он требует постоянных инвестиций и регулярного обновления скважин, что не типично для обычного природного газа. «Поскольку рыночная цена на природный газ в прошлом году была очень низкой, дополнительных инвестиций в СПГ не производилось, что привело к сокращению добычи», — сказал Негрибс, подчеркнув важность в этой сфере политики США. Новый президент США Джо Байден сосредоточился на "зеленой энергетике" поэтому инвестиции в природный газ проводятся с осторожностью. «Таким образом, можно сказать, что оба фактора в настоящее время идут в противоположном направлении - спрос сильно растет, а предложение снижается, и, по логике, это влияет на баланс цен», — говорит Негрибс.
Также несколько факторов предложения неблагоприятны для потребителя в сфере производства электроэнергии как в Латвии, так и в таких регионах, как Скандинавия. Валдманис, исполнительный директор Ассоциации энергетиков и электростроителей, говорит, что, при взгляде на гидроэнергетические ресурсы в Скандинавии, можно сделать вывод, что в настоящее время их мало для региона.
«Их не критически мало, и пока рано говорить о том, что возникла очень драматическая ситуация. Однако разница в объеме заметна, поэтому, конечно, это также влияет на активность участников рынка. Поэтому участники рынка не спешат. Если мы посмотрим на 2018 год, - высокий ценовой шок принесло жаркое лето принесло, потому что в жаркую погоду потребление электроэнергии увеличивалось из-за потребности в конденсаторах. В то же время из водохранилищ в Скандинавии испарялась вода,» - отмечает Валдманис.
Карина Вискуба, аналитик отдела продаж Latvenergo AS, отмечает, что в первой половине июня гидроэнергетический баланс в Северном регионе имел тенденцию к снижению, упав до -3,6 тераватт-часов (ТВтч). В середине месяца ситуация улучшилась за счет увеличения количества осадков, что отразилось на увеличении гидробаланса до 0,9 ТВтч. Однако с возобновлением жаркой и засушливой погоды в конце месяца гидробаланс упал ниже нормы и составил -5,8 ТВтч. В прошлом месяце запасы снега в Северной Европе были ниже нормы и уменьшились на 67% по сравнению с маем.
Влияние на потребителя
Рост цен на акции также влияет на конечного потребителя. Например, тарифы на природный газ для населения в АО «Latvijas Gaze» увеличились с 25% до 43,1% в зависимости от объема потребления. В компании поясняют, что изменения связаны как с ростом цен на природный газ на мировых рынках, так и с поправками к тарифам на услуги оператора распределительной системы ОАО «Gaso», которые были утверждены Регулятором 30 апреля этого года. Этот тариф будет действовать до конца года, пока он не будет пересмотрен повторно.
Также с 1 августа вырастет цена у крупнейшего торговца электроэнергией в Латвии, «Latvenergo», который работает с торговой маркой Elektrum. С августа электричество будет на 42,9% дороже для абонентов фиксированной цены тарифного плана компании «Elektrum Ekonomiskais» по 0,09595 евро за кВтч. Между тем, компания «Tet» указывает, что в настоящее время нет планов по изменению цены на электроэнергию для потребителей с фиксированным тарифом, в то же время показывая, что около 70% клиентов компании привязаны к динамическому или зависящему от обменного курса тарифный план. Также не планируется повышение цен для клиентов «Enefit», которым не нужно заключать новый договор, но энергетическая компания S «AJ Power» подсчитала, что повышение тарифов для потребителей может составить около 20%.
Конечно, иная ситуация, если клиент выбрал переменный или биржевой тарифный план. В этом случае изменение цен на природный газ и электроэнергию оценивается по-разному. Представитель Регулятора объясняет, что цены на электроэнергию действуют в режиме реального времени или цены биржевых часов также применимы к отдельным потребителям в связи с тем, что электроэнергия по трубопроводам может перемещаться намного быстрее, чем природный газ.
«Если мы посмотрим, например, на голландскую фондовую биржу - для того, чтобы газ поступил из Нидерландов, требуется некоторое время. Неуместно смотреть на почасовые цены, потому что в Латвии невозможно получить газ в тот же час, поэтому все мелкие пользователи крупные пользователи, такие как крупные промышленные компании или производители электроэнергии, как правило, имеют в контракте переменную цену, но это не почасовая, а ежемесячная цена», - говорит представитель Регулятора.