Как на пороховой бочке: как выживать с психически больным соседом?
фото: очевидец
В Латвии

Как на пороховой бочке: как выживать с психически больным соседом?

Kārlis Seržants

"Likums un Taisnība"

Не секрет, что одной из проблем общества являются психически неуравновешенные людьми. Иногда даже их соседи не подозревают об этом, потому что болезнь протекает в легкой форме, тогда как тяжелые больные находятся в медицинских учреждениях.

Однако есть группа больных, которые где-то посередине – они живут дома, потому что их диагноз, возможно, недостаточно серьезен. Но есть ситуации, когда из-за их действий страдают окружающие.

Права человека только у больного?

Журнал Likums un Taisnība получил письмо от читательницы Кристине Чейране: «У моих родственников сосед –  психически неустойчивый человек. Известно, что в случае угрозы здоровью, жизни или собственности другого лица необходимо сообщить самоуправлению или Государственной полиции. У меня вопрос – что делать в ситуации, когда люди многократно обращались в полицию, была вовлечена социальная служба, но не происходит абсолютно ничего. Происходит ссылка на права человека психически неустойчивого соседа, и привлекается закон, устанавливающий, что никто не может быть помещен в лечебное учреждение без его согласия. Но ситуация в том, что он реально угрожает людям, есть и несколько случаев нападения, и жизнь соседей он превратил в полные мучения».

В Пардаугаве, на ул. Елгавас, недалеко от 2-го троллейбусного депо, есть два двухэтажных жилых дома, и в одном из них живет 50-летний мужчина (его имя есть в распоряжении редакции, но по этическим соображениям об этом не упоминаем).

Раньше был под опекой матери

Психические расстройства у него начались после травмы головы, полученной в молодости, но, пока он жил с матерью и регулярно принимал лекарства, никаких проблем не было. Наоборот, он всегда был очень вежлив и ухожен.

К сожалению, около десяти лет назад мать умерла, он прекратил употребление медикаментов и стал агрессивным и непредсказуемым.

«Особенно агрессивным он становится весной, и тогда можно ожидать чего угодно – он на улице нападает на людей с тростью, бывали случаи, когда угрожал ножом, в том числе моей дочери. Мужчин он боится, поэтому всегда выбирает женщин или маленьких детей. К счастью, физически никому не причинил вреда, кроме случая, когда напал и ударил водителя троллейбуса, которая в тот момент находилась за рулем. Лестничная клетка в моче, специально собирает и несет домой мусор, экскрементами пачкает автомобили – это повседневность. Мы много раз называли полицию, сообщали социальным службам, но ничего не решают», – рассказывает соседка Даце Алпа.

Избитая водитель троллейбуса Даце Ваздика говорит, что этому человеку нравится кататься. Однажды агрессор ударил некую женщину, и ей повезло, что она была в толстой зимней одежде.

Социальная службы бессильны

Соседка Алпа рассказывает, что за коммунальные услуги своей квартиры мужчина не платит уже много лет, отключены отопление, вода и электричество: «Тогда вопрос о том, как больной человек с группой инвалидности может жить там без причинения вреда своему здоровью, и не стоит ли о нем позаботиться. Даже если его выставят из этой квартиры, поймет ли это больной человек и не будет ли продолжать жить тут в окрестностях?»

Likums un Taisnība связался с местной социальной службой, и сотрудница Лилита Киверте признала, что этот мужчина им очень хорошо известен.

"К сожалению, пока не вынесен приговор, что он признан недееспособным, мы не можем силой его никуда поместить. Время от времени он попадает в лечебное учреждение, и после применения медикаментов все на какое-то время нормализуется. Мы даже нашли ему место вне очереди в пансионате, но он переезжать туда категорически отказывается. После условно нормального периода после медикаментов он даже может написать о нас юридически обоснованную жалобу омбудсмену. Очевидно, с точки зрения медиков диагноз не настолько тяжелый, чтобы применить принудительное лечение, и, к сожалению, в Риге таких людей сотни. Мы все сделали со своей стороны".

Закон о медицине строго регламентирует

В законе о лечении установлено, что психическая болезнь не может служить причиной дискриминации человека, он имеет право получать медицинскую помощь, однако помещать в психиатрическое лечебное учреждение пациента может только с его письменного согласия.

Есть и ситуации, когда это делается без согласия пациента. В пункте 1 статьи 68 сказано: «Психиатрическая помощь без согласия пациента оказывается, если пациент угрожал или угрожает, пытается причинить себе или другому лицу телесные повреждения или ведет себя насильственно против других лиц и медицинское лицо констатирует, что у пациента имеются нарушения психического здоровья, возможные последствия которых могут привести к серьезным телесным повреждениям у пациента или другого лица».

Пункт 2 предусматривает, что это можно сделать и в случаях, если «пациент проявил или проявлял неспособность заботиться о себе или о находящихся под его опекой лицах и медицинское лицо констатирует, что у пациента имеются нарушения психического здоровья, возможные последствия которых могут быть неизбежным и серьезным ухудшением здоровья лица».

Для обеспечения такого принудительного лечения необходим консилиум психиатров в течение 72 часов после  помещения такого человека в лечебное учреждение. После принятия такого решения консилиум сообщает об этом пациенту и его близким, одновременно в течение 24 часов информируя об этом соответствующий районный суд.

Судья обязан информировать об этом прокуратуру и Латвийский совет присяжных адвокатов, а затем прямо на месте в лечебном учреждении это дело рассматривается. Решение о принудительном лечении может быть применено только на два месяца, и оно после этого подлежит повторному продлению. Пациент сам это решение может в десятидневный срок оспорить и затем делать это и через каждые два месяца.

В статье 69 Закона также установлено: «Если лицо вследствие психических нарушений или психического заболевания нарушает общественный порядок, его задержание, доставку к психиатру осуществляют работники полиции, которые представляют письменное сообщение о противозаконном характере поведения больного».

В этом случае, скорее всего, это уже случалось, но для психиатров возможная угроза со стороны этого человека не показалась достаточно серьезной.

Иначе бывает в ситуациях, когда психически нездоровые совершают реальные преступления, которые заканчиваются телесными повреждениями или даже смертью человека. В таких случаях принудительное лечение в больнице устанавливается как принудительная мера в рамках уголовного процесса и затем в случае необходимости также закреплена постановлением суда. Лица, совершившие преступления насильственного характера, помещаются в специальный психиатрический отдел на ул. Лактас, где режим более похож на тюрьму, чем на лечебное учреждение.

О конкретном случае – действительно ли нужно наивно надеяться, что психически неуравновешенный мужчина сам добровольно согласится отправиться в специальный пансионат? Ожидать, что все действительно кончится чем-то трагическим, ни в интересах общества, ни в интересах самого психически больного человека.

Государственная полиция до сдачи журнала в типографию не предоставила комментариев об этом конкретном случае.