Латвийским банкам проще платить 20 млн евро за хранение своих денег, чем давать кредиты
Какова ситуация в кредитовании предприятий и что может измениться в будущем? На своей лекции о макроэкономическом состоянии латвийской экономики экономист Банка Латвии Мартиньш Казакс рассказал, что кредитование предприятий в Латвии остается очень слабое. С одной стороны, это не слишком хорошо, так как предприятия не могут реализовывать инвестиционную политику. С другой стороны, именно сегодня слабое кредитование - это благо, потому что будущий кризис предприятия с меньшей кредитной нагрузкой смогут пережить легче, чем предыдущий.
В целом состояние экономики Латвии Мартиньш Казак оценивает как "лето закончилось - впереди осень и зима". То есть восходящий экономический цикл по всем признакам закончился и впереди - коррекция, когда экономический рост может быть намного меньше, чем в последние годы.
"Если мы сравним сегодняшнюю ситуацию с докризисным периодом 2004-2007 годов, то мы увидим, что прирост кредитования тогда составил 40% по отношению к предыдущему году. Это огромные цифры! Начиная с 2010 года прирост кредитования был очень низкий и даже ниже, чем прирост ВВП в номинальных цифрах. В целом объем кредитов по отношению к объему экономики стран постоянно падал. Сейчас он составляет примерно 40%, до кризиса этот показатель достигал 80%. При этом в Эстонии показатель равен 70%. Учитывая, что ситуация в банковской сфере напряженная из-за требований Moneyval, роста кредитования не ожидается", - говорит он.
На вопрос, почему сегодня банкам выгоднее платить около 20 млн евро в год за хранение денег на депозитах Банка Латвии, чем выдавать кредиты хотя бы на ту же сумму, эксперт сказал:
"Банк Латвии делает все, что от него зависит. Например, действует отрицательная ставка по депозиту Банка Латвии для коммерческих банков.
Если мы говорим о сверх резервах в Латвии, то сумма эта огромная - около 5 миллиардов евро, которые просто стоят на счетах в Банке Латвии и за что банки просто платят. Да, надо признать, что денег очень много, и они не работают. Но это не только проблема Латвии, но и всех стран ЕС", - говорит Казакс.
Почему же эти деньги не идут в экономику? По мнению специалиста, есть две причины. Первая связана с большой осторожностью и даже опаской жителей и предприятий взваливать на себя дополнительное кредитное бремя. Вторая - с более высокими процентными ставками, которые также не стимулируют желание брать кредиты. Более высокие процентные ставки, чем в соседних странах, в свою очередь, связаны с повышенными рисками после предыдущего кризиса.
"Ситуация может измениться после того, как в Латвии завершится так называемый капитальный ремонт финансовой системы, - говорит Казакс. - К тому времени завершится мировая рецессия, и предложение со спросом на кредитные ресурсы будут более сбалансированными".