
Почему владелица знаменитой юрмальской "Черепахи" с незрячим сыном осталась на улице
7 мая из-за неоплаченного кредита судебный исполнитель из дома в Юрмале выставил предпринимательницу Айвию Барду и ее незрячего сына Георга Тадея, который имеет первую группу инвалидности.
Айвия Барда вместе со своей совершеннолетней дочерью Анной Камрадзе в марте 2003 года купила двухэтажный деревянный дом в Юрмале (Лиелупе, улица Терветес, 12, недалеко от железнодорожной станции и реки). Ипотечный кредит взяла в Hansabank (сейчас Swedbank).
Кредит на двухэтажный дом в Юрмале
Айвии в этом доме принадлежала квартирная собственность Nr. 1 и необжитое помещение Nr. 2, а Анне Камрадзе — необжитое помещение
Nr. 1A и вспомогательное здание, литера 003. Обеим владелицам также принадлежали соответствующие условные части земли. Дом был в очень плохом состоянии, семья вложила много средств и несколько лет приводила здание в порядок.
В этом же здании также находилось сообщество Балтийский Архитектурный центр и сообщество «Я вижу», которыми руководит Айвия Барда. Раньше здесь также находились SIA Baltijas arhitekts и SIA European architect, но они были ликвидированы в прошлом году.
Несчастье с детьми
В семье Барда произошли трагические события. Дочь скульптора Яниса Барды и Айвии в возрасте семи лет утонула зимой 1998 года... Сын Георгс Тадейс родился в 2000 году. Он был здоров и хорошо развит, но в 2004 году случилось несчастье — когда мальчик завтракал, то концом ложки случайно попал себе в глаз. В больнице мальчику сделали небольшую операцию, но, к сожалению, случилось так, что болезнь прогрессировала и перешла на второй глаз.
Мать возила Георга по врачам в Москве, но было уже поздно, один глаз нужно было замещать протезом. Чтобы спасти второй глаз, сделали операции в Латвии, России, Англии и Германии. Лечение было очень дорогим. Один профессор посоветовал Айвии сделать для сына как можно больше и, пока он видит, отправиться в путешествие. Перед потерей зрения Георг научился читать.
Когда пришло время школы, мальчик уже стал незрячим. Айвия выяснила, какими бывают будни в школе-интернате для слепых детей в Страздмуйже, и поняла, что ребенка туда не отправит. Ни одна простая школа не хотела принимать незрячего мальчика, но в конце концов его взяли в Вайварскую основную школу.
Удивительные достижения
Айвия считает, что самый лучший вариант — это когда ребенок с инвалидностью живет в семье, а не в интернате и учится в обычной школе, что людей с особыми потребностями не нужно ограничивать от общества.
Достижения Георга удивительны — он не только справляется с учебой и может дойти от школы до магазина, он так же очень музыкален, играет на волторне. Можно только поражаться тому, какими видами спорта парень занимается — ездит на велосипеде, на вейкборде, катается на водных лыжах, управляет моторной лодкой, ездит верхом на лошади, зимой катается с горы на лыжах... Пример Георга уникален. У человека, который потерял зрение, более сильно развиваются другие сенсорные органы. Георг — очень оптимистичный и светлый мальчик, у него есть друзья, интересная, насыщенная жизнь, и он совсем не чувствует себя несчастным.
Айвия гордится достижениями сына: «Инклюзивным образованием мы показали, чего может достичь незрячий человек. Мы также учили мальчика тому, что не нужно ходить с протянутой рукой, нужно всего добиваться самому». Чтобы помогать другим незрячим детям развиваться и вливаться в общество, Айвия создала сообщество «Я вижу».
Банк отбирает дом
Лечение сына и развивающее обучение требовало очень много денег, поэтому кредитные платежи задерживались. Банк обратился в суд, и выполнение приговора передали судебному исполнителю, который выслал предупреждение с просьбой оплатить долг до 5 ноября 2008 года. Это было невозможно, поэтому дом выставили на аукцион. Первый аукцион был назначен на 27 января 2009 года, но его признали не состоявшимся, потому что участников не было. Второй аукцион 27 марта и третий 18 июня тоже признали не состоявшимися. Тогда Swedbank забрал это недвижимое имущество себе за начальную цену третьего аукциона — 123 000 латов, включая соответствующую часть ипотечного требования. 3 сентября 2009 года Рижский арбитражный суд по гражданским делам принял решение удовлетворить заявку присяжного судебного исполнителя Яниса Степанова об укреплении собственности на имя Swedbank и его внедрении во владение.
Айвия рассказывает, что оставшаяся сумма долга была небольшой, решение об отъеме дома ее не устроило. Барда судилась с банком и все эти годы вместе с сыном продолжала жить в этом же доме. Но потом банк продал дом другим владельцам, и судебный исполнитель 7 мая этого года произвел внедрение во владение, выгнав Айвию и ее сына. Дочь Айвии Анна живет в другом месте.

Выгоняют с помощью ловцов собак
Айвия была огорчена тем, что судебный исполнитель не подождал три недели, чтобы сын мог нормально окончить учебу в 11 классе школы в Бабите. Сейчас в школу ездить очень далеко. Оборудованная для нужд незрячих комната позволила мальчику успешно осваивать учебный материал. «Сын очень смышленый и хорошо учится. В доме была оборудована комната для его нужд, это все сломали. Ему не хватает кресла и письменного стола, нужно оборудованное место, где он мог бы учиться», — волнуется мать.
В феврале Георг стал совершеннолетним. Этот факт играет скорее только формально юридическое значение, потому что, даже будучи удивительно самостоятельным, незрячий мальчик все же не может выжить без помощи других людей.
За выселением наблюдала полиция. У Георга есть обученная собака — поводырь для незрячих по кличке Гера. Чтобы справиться с собакой, судебный исполнитель пригласил ловцов собак. «Они вели себя наиболее вежливо и позже извинились перед собакой», — вспоминает Айвия. Собака ни на кого не думала нападать, ее не нужно было ловить, семья сама вывела Геру из дома.
Айвия с Георгом и Герой нашли временный дом у друзей в Лангстини, но они понимают, что долго там не пробудут.

Муж перебрался в Лондон
Что теперь делать? Может быть, может помочь муж скульптор Янис Барда? Айвия рассказывает, что Янис с 2003 года живет в Лондоне. Несколько лет назад Янис тяжело заболел, поэтому никакую материальную помощь живущей в Латвии семье предоставить не может.
Может быть, семье может помочь самоуправление? «Мы о скором выселении писали в Юрмальскую думу, но ответа не получили. На словах все признают, что мы формируем инклюзивное общество, в котором не отталкивают инвалидов, но на деле все иначе», — делает вывод она.
Айвия огорчена отношением к сыну и к себе как к матери ребенка с особыми потребностями: «Человек, который чего-то достиг, в нашей стране равен нулю». Георг написал заявление омбудсмену Юрису Янсону и попросил обеспечить его как инвалида первой группы по зрению жильем и достойными условиями.