Профессия: кармачист. На экраны Латвии вышел сатирический фильм о духовных шарлатанах
В Kino Citadele прошла премьера сатирической комедии латвийского режиссера Матиса Кажи “Вкус воды”.
26-летний кинорежиссер, сценарист и продюсер Матис Кажа выпускает уже третий полнометражный фильм за последние полтора года (и готовит к премьере четвертый).
Осенью 2020 года на экраны вышло его нежное и остроумное признание в любви Рижской киностудии “Kino un mēs” (“Кино и мы”). В этом фильме трое актеров (Андрис Кейш, Эгон Домбровскис и Янис Скутелис) разыгрывали сюжеты из культовых латышских кинофильмов, перемежая их анекдотами из жизни звезд (например, про то, как Вия Артмане ездила на творческую встречу в Ашхабад).
Осенью 2021 Кажа выпустил первый латвийский вестерн или, как он сам его назвал, “картофельный” вестерн “Wild East. Kur vedīs ceļš?” (“Дикий Восток. Куда ведет путь?”) - пародию на оригинальные голливудские вестерны и их более поздние постмодернистские версии, вроде “Омерзительной восьмерки” Тарантино. И это тоже было очень мило и остроумно: в латвийские картофельные прерии ковбои вписались, как родные.
Новый фильм “Вкус воды” оказался не менее ироничным и изобретательным. Лента посвящена шарлатанам всех видов и мастей, а также тому, как в XXI веке люди все ждут чуда и не способны мыслить критично и самостоятельно (на фоне последних политических событий тема оболванивания масс звучит более, чем актуально).
В центре картины - образ некоего Мастера, похожего одновременно на всех духовных учителей в спектре от Анатолия Кашпировского до Секу Акахары. Он создал вокруг себя настоящий культ и чистит карму всем желающим при помощи особо структурированной воды (на самом деле, простой водопроводной). Разоблачить шарлатана решает журналистка Катрина, но она и сама небезгрешна…
По словам режиссера, идея фильма возникла у него во время пандемии, когда спрос на всевозможные психологические тренинги и духовные практики заметно вырос, а проблемы, которые и ранее существовали в обществе, обострились еще больше.
В фильме собран блистательный актерский ансамбль - Вилис Даудзиньш, Андрис Кейш, Ивета Поле, Янис Скутелис, Герд Лапошка, Алисе Дзене. Причем, каждый из актеров был еще и соавтором сценария. Матис придумал героев и основные сюжетные линии, а эпизоды и свои тексты в них актеры разрабатывали самостоятельно.
Отдельно стоит отметить тот факт, что весь этот 107-минутный фильм снят одним дублем: в нем нет ни единой монтажной склейки. Всего таких дублей было 10, то есть, фильм 10 раз снимался от начала до конца одним кадром. В итоге выбрали лучший - им оказался один из последних.
Это, конечно, не первый подобный случай в истории кино. Одним кадром снимались “Русский ковчег” Александра Сокурова, “Бердмен” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, “Виктория” Себастьяна Шиппера. Да и предыдущий фильм самого Кажи “Kino un mēs” был снят таким же способом.
Но зачем вообще был нужен этот прием? (Помимо того, чтобы иметь возможность написать в рекламе: “Фильм снят одним кадром”). Ведь это создавало массу сложностей. Все действие фильма, каждый сюжетный поворот и каждую актерскую реакцию нужно было заранее просчитать и посекундно отрепетировать. Команда должна была работать как единый отлаженный организм, ведь если бы кто-то что-то сделал не вовремя или невпопад, случилась бы катастрофа. Не говоря уж о том, что оператору фильма Александру Гребневу во время съемки приходилось проявлять настоящие чудеса акробатики.
Зато этот метод давал актерам ощущение спонтанности, сиюминутности и драйва - той самой живой игры, которую они так ценят в театре. И мы, зрители, это чувствуем: ты смотришь кино, а ощущение такое, словно все это происходит здесь и сейчас - как в театре.
В 2022 году Матис Ража планирует выпустить еще один фильм - молодежную драму “Неоновая весна”. Кроме того, как продюсер он работает над семейной драмой Линды Олте “Сестры” и над полнометражным анимационным фильмом Гинтса Зилбалодиса “Поток”.