Два пальто, коллекция звезд и пуанты на могиле. 15 фактов о Сергее Дягилеве
Исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева — человека, который стал первым русским арт-продюсером и на много лет определил художественную моду Европы и мира.
“Удиви меня!” — эта фраза, написанная Дягилевым в письме к Пабло Пикассо, очень точно характеризует его подход к своему делу. Дягилев любил удивлять публику и был первооткрывателем нового синтетического искусства, в котором одинаково важную роль играли балет, музыка и изобразительное искусство, причем в самых передовых формах. У Дягилева было чутье на все новое и необычное — и при этом по-настоящему талантливое. Созданные им спектакли часто опережали свое время и в момент премьеры были не поняты и не приняты публикой.
“Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих — нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел мое настоящее назначение — меценатство”, — написал он о себе еще в 1895 году, когда ему было 23 года и он учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
“Мотор всей эпохи”, как его называли при жизни, Дягилев собрал вокруг себя лучших своих современников — начиная с Бенуа, Врубеля, Серова, Левитана, Мамонтова и заканчивая Фокиным, Павловой и Нижинским, Пикассо и Шанель.
Вспоминаем несколько фактов из его жизни.
1. Он мог бы стать композитором. В 15 лет Дягилев написал свой первый романс. Он мечтал учиться у Римского-Корсакова, но тот назвал его произведения “абсурдными”. В итоге с музицированием Дягилев завязал, но воспитал в себе отличный музыкальный вкус и уникальное чутье на все самое передовое в мире музыки.
- 2. Первым большим кураторским успехом Дягилева стала совместная выставка русских и финских художников (1898). Скандинавия тогда была в большой моде, и выставку посетила вся российская знать, включая императора Николая II. В дальнейшем российский монарх всегда симпатизировал и помогал Дягилеву.
3. В 27 лет Дягилев получил должность чиновника особых поручений при директоре Императорских театров. За седую прядь он получил прозвище Шеншеля (“Шиншилла”). Его подруга Матильда Кшесинская в своих мемуарах цитировала стишок о нем:
«Сейчас узнала я,
Что в ложе Шеншеля,
И страшно я боюся,
Что в танце я собьюся!»
Впоследствии их дружба закончилась грандиозной ссорой. Кшесинской не понравилось, что в балете “Павильон Армиды”, который планировалось показать во время “Русских сезонов”, ей, приме Императорского балета, досталась маленькая роль. Из-за конфликта с танцовщицей Дягилев едва не лишился финансирования “Русских сезонов”, но смог найти спонсоров.
4. Дягилев стал главным редактором журнала “Мир искусства”, объединившего передовых художников того времени — Серова, Бенуа, Бакста, Малявина, Сомова, Лансере и др. Меценатом издания выступил Николай II.
5. Интервенция Дягилева в Европу началась с выставки русских художников и оперных спектаклей с участием звезд первой величины, в том числе Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. В кммерческом плане гастроли провалились.
6. Настоящий успех пришел к “Русским сезонам” в 1909 году. Впервые в истории искусства танец, музыка и декорации, которые до того существовали по отдельности, были синтезированы в единое произведение. Практически все участники дягилевских сезонов стали знаменитостями, а танцовщики Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский — суперзвездами мирового уровня.
7. В 1910-х годах благодаря балетам “Русских сезонов”, оформленных Александром Бенуа, Николаем Рерихом и Львом Бакстом, в Европе началось увлечение Востоком. В моду вошли шаровары, тюрбаны, подушки, абажуры и т.д. Французский кутюрье Поль Пуаре признавался, что свой стиль он позаимствовал у “Русских сезонов”, и заказывал эскизы одежды у дягилевского художника Льва Бакста.
8. Также дягилевские сезоны породили моду на все русское. Европейские аристократки и представительницы королевских семей стали носить платья a la russe и тиары, напоминающие кокошники. В 1923 году в наряде, напоминающем вышитый русский сарафан, выходила замуж Елизавета Боуз-Лайон — герцогиня Йоркская и будущая королева Британской империи. Иностранцы, танцевавшие в труппе Дягилева, брали себе русские псевдонимы. Так, англичане Патрик Хили-Кей и Хильда Маннингс превратились в Антона Долина и Лидию Соколову.
9. Дягилев сделал сперзвездой Вацлава Нижинского, которого публика окрестила “богом танца” и “человеком-птицей”. До того прима-балеринами были только женщины.
10. Спектакли дягилевских сезонов часто вызывали скандалы. Так, эротичный балет “Послеполуденный отдых фавна” с Нижинским в главной роли упрекали в аморальности и непристойности.
11. Постепенно гастроли антрепризы Дягилева стали ежегодными и стали охватывать не только Париж, но и Лондон и другие европейские города, а также США и Южную Америку. После революции 1917 года труппа прекратила контакт с Россией и продолжила работать под фамилией Дягилева до его смерти в 1929 году.
12. Одним из друзей и спонсоров Дягилева была Коко Шанель. Она подарила ему чек на 300 тыс. франков на постановку новой версии балета “Весна священная” и создала костюмы для балета “Голубой экспресс” — первой в истории балета постановки, где использовались не традиционные пачки, а бытовые костюмы.
13. Дягилев ворочал огромными суммами денег, но практически ничего не оставлял себе. Серж Лифарь писал о нем: “Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего — на себя. У него было два костюма, один серый и один синий, пиджак для приемов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее пальто, изъеденное молью”.
14. Умер Дягилев бедняком. Его похороны оплатила все та же Коко Шанель.
15. На могиле Дягилева в Венеции всегда лежат балетные туфли. Говорят, что у хореографов и танцовщиков существует традиция — при посещении могилы Сергея Дягилева ставить свою обувь на мраморный постамент. Это, якобы, приносит удачу в карьере.