Тебе - Уорхол, мне - Пикассо. Как разводятся олигархи-коллекционеры?
Издание Art Newspaper рассказало о самых громких разводах олигархов с последующей делёжкой арт-имущества.
Аукционный мир замер в ожидании грандиозной распродажи: в ноябре этого года состоятся торги Sotheby’s, на которых будет выставлена коллекция современного искусства нью-йоркских миллиардеров Гарри и Линды Маклоу. Пять лет назад эта пожилая пара решила развестись после 59 лет совместной жизни, и их бракоразводный процесс стал одним из самых громких в Нью-Йорке. Речь шла в том числе о разделе коллекции произведений искусства на $700 млн. После нескольких лет тяжб суд Манхэттена постановил продать 65 наиболее ценных работ (среди авторов — Альберто Джакометти, Джефф Кунс, Агнес Мартин, Пабло Пикассо, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Марк Ротко, Энди Уорхол) и разделить выручку.
Но если у Маклоу раздел имущества проходит более-менее цивилизованно, то у другой знаменитой американской пары — Дэвида и Либби Муграби, битва идет не на жизнь, а на смерть. Их брак распался после того, как Либби поймала мужа с привлекательной брюнеткой прямо под картиной Ричарда Принса. С этого момента началась борьба за состояние в $72 млн. На кону недвижимость на Манхэттене и в Хэмптоне, но главный камень преткновения — коллекция произведений искусства. Семья Муграби владеет многими арт-шедеврами, в том числе самой большой в мире частной коллекцией картин Энди Уорхола. Либби претендует, естественно, лишь на то, что было приобретено за годы их брака. В мае этого года Дэвид согласился передать экс-супруге ряд художественных произведений, в том числе работы Баскиа и Уорхола, на общую сумму 16 млн. Но Либби утверждает, что некоторые работы он “умышленно повредил”. В общем, стоит запасаться попкорном и следить дальше за этим разводом, признанным “самым грязным в истории Америки”.
Жестко делят нажитое непосильным трудом и российские олигархи. Вот уже несколько лет никак не могут прийти к соглашению нефтегазовый миллионер Фархад Ахмедов и его супруга Татьяна. В браке они собрали коллекцию современного искусства, оцениваемую в $145 млн. Причем, покупкой работ (среди авторов — Ив Кляйн, Марк Ротко, Энди Уорхол, Дэмиен Хёрст) занималась жена, а муж, как водится, только платил. После развода супругов в 2016-м году Ахмедов увез коллекцию в Лихтенштейн, где держит ее в хранилище под названием Stabiq Treasure House. Татьяна пытается добиться передачи ей 11 картин, а также кое-чего другого, но до настоящего времени получила лишь $7 млн и, по ее словам, “ржавый вертолет”. Суды продолжаются…
Но, конечно, самым громким разводом с последующей дележкой арт-имущества стал процесс Дмитрия и Елены Рыболовлевых. Раздел их состояния, которое на тот момент оценивалось в $12 млрд, начался в 2008 году. В числе активов — коллекция произведений модернистов начала ХХ века, в том числе Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Марка Шагала, ценой в $670 млн. По словам Елены, после начала бракоразводного процесса коллекция была срочно вывезена из Швейцарии в Сингапур с тем, чтобы исключить произведения искусства из совместного имущества. Когда это не удалось, ее экс-муж решил убедить суд в том, что его коллекция картин была переоценена, чтобы в итоге уменьшить сумму выплат бывшей супруге. Параллельно Рыболовлев начал судиться со своим арт-дилером Ивом Бувье, который якобы на нем наживался. Но даже если это и так, то именно Бувье в свое время посоветовал Рыболовлеву купить “курицу, несущую золотые яйца”, — картину “Спаситель мира”, которую приписывают Леонардо. Приобретя ее за $127,5 млн, олигарх продал ее спустя четыре года за рекордные $450,3 млн. Так что в накладе он не остался, даже при том, что Елена в свое время “выгрызла” у него серьезный кусок: в 2016-м году она вышла из борьбы по разделу совместно нажитого имущества с $600 млн.